РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Е.В. Батенева
"Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия arcy.nsk@gmail.com"
Ключевые слова: рефлексия, эмпирическая рефлексия, логическая рефлексия, трансцендентальная рефлексия, теоретическая и практическая рефлексия, феноменологическая рефлексия, рефлексия в профессиональной педагогике, reflection, empirical reflection, logical reflection, transcendental reflection, theoretical and practical reflection, phenomenological reflection, reflection in professional pedagogy
Страницы: 31-45
Аннотация
Введение. Скорость изменения потребностей рынка труда превосходит скорость преобразования профессионального образования. Для сохранения конкурентоспособности человек вынужден самостоятельно определять ориентиры профессионального развития - осуществлять рефлексию. Благодаря этому актуализируется проблема рефлексии в профессиональном образовании современной России. Методология и методика исследования. Теоретико-методологическая основа исследования включает основные философско-социальные положения о феномене рефлексии, исследования проблемы в педагогическом знании XXI в. Методами анализа, систематизации и обобщения научной литературы в статье достигнута цель - сформировать целостную историко-методологическую картину развития обозначенной проблемы, направления ее развития в современном профессионально-педагогическом знании. Результаты исследования. В работе последовательно рассмотрены основные исторические пути формирования представлений о феномене рефлексии (от античности до новейшего времени); определены ведущие подходы к изучению этого феномена (рационалистический и системно-дифференциальный); выявлены междисциплинарный статус рассматриваемой проблемы, ее прикладные аспекты в сфере отечественного профессионального образования; установлено актуальное направление исследований (проблема рефлексии в контексте социокультурного развития личности). Заключение. Новизна работы заключается в систематизации результатов разработки проблемы рефлексии в педагогике на уровне российских кандидатских и докторских диссертационных исследований XXI в., их основных понятий и сферы практического применения: управления образованием, организации образовательного процесса, интеллектуальном, социокультурном, профессиональном развитии личности.
DOI: 10.15372/PHE20190302
|