Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2019 год, номер 3

ТРАДИЦИЯ В РАКУРСЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО ПОДХОДА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

И.А. Лескова
"Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Россия
innaleskova@yandex.ru"
Ключевые слова: традиция, образовательные парадигмы, концептуальная неопределенность, содержание образования, ценностное основание, холизм, оптика видения, tradition, educational paradigms, conceptual uncertainty, content of education, value basis, holism, optics of vision
Страницы: 101-115

Аннотация

Введение. Актуальность изучения темы обусловлена рядом факторов, одним из которых является проблема выбора ценностных ориентиров пути развития образования. Она порождена ситуацией концептуальной неопределенности, вызванной одновременным действием в отечественном и мировом образовательном пространстве двух парадигм: консервативной (традиционалистской) и либеральной. Методология и методика исследования. Методологической базой исследования является постнеклассический подход. Кроме того, применялись теоретические методы: анализ философской, педагогической литературы; обобщение; метод моделирования педагогических систем и процессов. Результаты исследования. На основе анализа традиционалистской и либеральной образовательных парадигм выявлено влияние идеи традиции как элемента ценностного основания образования на ценностную наполненность и базовые характеристики обучения. Показано, что обе парадигмы не обладают потенциалом для решения задач, стоящих перед современным высшим образованием. Предложена трактовка идеи традиции в контексте постнеклассической парадигмы. В общих чертах показаны возможные изменения в системной организации содержания высшего образования в соответствии с данным ценностным и парадигмальным основанием. Образно эти изменения можно представить как переход от содержания образования как мозаичной картины, собираемой в процессе обучения из элементов «готового» знания и видов опыта, необходимых для их воспроизведения, к содержанию образования как материалу действия, подлежащему анализу, осмыслению, преобразованию. Заключение. Предложена и описана в общих чертах новая конструкция содержания высшего образования, снимающая противостояние традиционалистской и либеральной образовательных парадигм, содействуя устранению концептуальной неопределенности, присущей современному образованию.

DOI: 10.15372/PHE20190307