| 
                                                ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ГИПОТЕЗ О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕФТИ В КОНТЕКСТЕ НАРРАТИВНОГО ПОДХОДА
                        В.А. Миронов"Национальный исследовательский Томский государственный университет, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36
 mironovv@mail2000.ru"
 Ключевые слова: методология геологии, геологический нарратив, генезис нефти, референциальная иллюзия, methodology of geology, geological narrative, genesis of oil, referential illusion
 Страницы: 131-149
 
 Аннотация Целью данной работы является указание слабых методологических сторон всех гипотез о генезисе нефти, учет которых может быть полезным как для развития геологического знания, так и для философии и методологии науки. Показано, что для геологов успешные результаты лабораторных исследований по получению углеводородов, и в частности нефти, как из органических, так и из неорганических веществ не являются определяющими, так как не отражают всю сложность процессов, происходящих в недрах Земли. В качестве методологического инструмента, который позволяет «отражать» все глубинные процессы Земли, геологи применяют нарративную форму представления материалов, описывающих и объясняющих процесс формирования месторождений нефти и газа. Однако подобные геологические нарративы имеют ряд особенностей, которые не способствуют развитию гипотез о генезисе нефти. Первой такой особенностью является написание нарративов от лица «всеведущего рассказчика», что создает эффект «референциальной иллюзии», придающей, в свою очередь, геологическим нарративам вид завершенного исследования, к которому нечего добавить. Второй особенностью является то, что гипотезы-нарративы о генезисе нефти имеют вид универсального правила, игнорирующего индивидуальные особенности геологических структур разного типа в разных участках Земли. На этом основании в статье делается предположение о необходимости отказа от универсальных нарративов и перехода к гипотезам о генезисе нефти для каждого месторождения углеводородов. DOI: 10.15372/PS20200209
 |