МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СОЛИДАРНОСТЬ И ИНТЕГРАЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
О.А. Персидская
"Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия olga_alekseevna@mail.ru"
Ключевые слова: социальная солидарность, межэтническая солидарность, межэтническая интеграция, модели интеграции межэтнических сообществ, образовательные стратегии, social solidarity, inter-ethnic solidarity, inter-ethnic integration, integration models of inter-ethnic communities, educational strategies
Страницы: 128-140
Аннотация
Введение. В статье поднимается вопрос о роли образования в формировании межэтнических солидарности и интеграции. Межэтническая интеграция рассмотрена как процесс, способствующий достижению межэтнической солидарности, приведены ее разные социально-философские концепции. Цель статьи состоит в экспликации современных отечественных образовательных стратегий, направленных на формирование межэтнических солидарности и интеграции, и выявлении их социально-философских оснований. Методология и методика исследования. Объектом исследования являются межэтнические солидарность и интеграция в образовательном процессе, а предметом - особенности их фундирования социально-философскими концепциями. В работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза. Прояснение понятий «солидарность», «межэтническая солидарность» и «межэтническая интеграция», а также рассмотрение социально-философских концепций, освещающих разные стороны указанных понятий, были осуществлены на основе анализа ряда публикаций из области социальной философии. Изучение нормативных документов федерального и регионального уровней системы образования РФ и публикаций из области философии образования позволило выявить представление об основных направлениях межэтнической интеграции, реализуемых в системе образования, а также синтезировать представление об их социально-философских основаниях. Результаты исследования. Выявлено, что к ключевым направлениям образовательных стратегий, формирующих межэтническую солидарность, можно отнести гражданскую интеграцию как надэтническое солидаризующее основание идентичности, формирование знаний о культуре и ценностях представителей разных этнических групп, а также меры, направленные на развитие навыков межэтнической коммуникации. Показано, что в подавляющем большинстве образовательные стратегии фундированы нормативно-ценностной концепцией межэтнической интеграции, акцентирующей культурную доминанту. Высказано предположение, что такая модель интеграции может привести к искаженному пониманию картины мира и системы ценностей другой культуры, а потому она должна быть дополнена составляющей, направленной на интенсификацию непосредственных коммуникационных практик в межэтническом взаимодействии. На основе применения неофункционального подхода к анализу образовательных практик показано, что формирование гражданской идентичности служит цели надэтнической консолидации, что может привести к потере баланса идентификационной матрицы индивида. Заключение. Сделан вывод о том, что социально-философские концепции межэтнической интеграции фундируют образовательные практики, хотя и не в равной степени. Для повышения эффективности роли образования в формировании межэтнической солидарности обосновывается значимость образовательных практик, направленных на более полное раскрытие не только аксиологической и культурной составляющих этнической идентичности, но и тех, что позволяют закрепить приобретаемые навыки в процессе коммуникации и этнополитической интеграции.
DOI: 10.15372/PHE20200307
|