Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

География и Природные ресурсы

2022 год, номер 4

ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

В.Л. Бабурин, Н.А. Синицын
"Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
vbaburin@yandex.ru"
Ключевые слова: издержки производства, транспортная освоенность территории, географические издержки, структура экономики, регион, субъект
Страницы: 18-26

Аннотация

Представлено исследование проблем транспортной и энергетической составляющих в издержках экономики Сибири и Дальнего Востока. Проанализировано влияние географических факторов на производственные затраты предприятий, расположенных на территории макрорегионов - Сибири и Дальнего Востока по субъектам Российской Федерации. Огромные пространства и производные от них инфраструктурно не освоенные расстояния, экстремальный температурный режим на протяжении большей части года делают принципиально важной оценку транспортно-коммуникационной и энергетической составляющих экономической деятельности в этих макрорегионах. Рассмотрены территориальные различия в транспортных и топливно-энергетических издержках в сибирских и дальневосточных субъектах РФ. Поскольку эти статьи расходов производны от климата и географического положения, вместе они рассматриваются как основная составляющая географических издержек. Расчет производился как в долевом, так и в удельном измерении с последующей интеграцией полученных значений в виде индекса от 0 до 3. Для пространственного анализа интегрального индекса и его слагаемых составлена серия карт. Установлено, что географическое положение и специализация региона влияют как на общую долю затрат на энергетику (ее топливную и электроэнергетическую составляющие) и транспорт в совокупных производственных издержках, так и на их структуру. Выделены типы транспортно-энергетических комбинаций издержек - абсолютно экстремальный; топливный повышенный, высокий и экстремальный; электрический высокий и экстремальный; транспортный высокий и экстремальный. Представленный в исследовании подход может быть использован для оптимизации размещения производительных сил в азиатской части России.

DOI: 10.15372/GIPR20220403