Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

География и Природные ресурсы

2024 год, номер 1

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОРОДА ВИДНОЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИФРАКТАЛЬНОГО АНАЛИЗА

Б.И. Кочуров, М.А. Мовчан
Институт географии РАН, Москва, Россия
camertonmagazin@mail.ru
Ключевые слова: урбогеосистема, территориальное планирование, экологический риск, фрактальный подход, г. Видное, устойчивость
Страницы: 178-185

Аннотация

Современные научные исследования в области геоэкологии, урбоэкологии и градостроительства сосредоточены на вопросах геоэкологической оценки и управления устойчивым развитием городскими системами (урбогеосистемами). В статье освещены как традиционные методы геоэкологической оценки, включающие оценку экологических рисков, сравнение по показателям ПДК и ПДУ, так и современные, такие как методы дистанционного зондирования Земли (анализ спутниковых снимков) и моделирование - мультифрактальный анализ урбогеосистем. Помимо этого используются данные государственной статистики и экологического мониторинга города и собственных полевых исследований. Установлено, что для решения задач городского планирования и управления территориями на основе принципов устойчивого развития требуется такая система геоэкологической оценки, которая отражала бы степень развитости структуры урбогеосистем, в том числе отклонение развития урбогеосистемы от оптимума в условиях многокомпонентности антропогенных нагрузок и рисков нарушения устойчивого функционирования урбогеосистемы. На основе фрактального моделирования воздействия антропогенных факторов произведен расчет данных относительно дефицита или же избыточности их воздействия. Преимущество территориального планирования и предложение мероприятий по устойчивому развитию г. Видное на основе фрактального анализа состоит в обосновании оптимальной степени застройки и развития транспортной сети; в снижении риска хаотического разрастания города и проблем (в первую очередь, перегруженности автодорог и загрязнения компонентов среды); в достижении минимального уровня пространственной фрагментации городской среды.

DOI: 10.15372/GIPR20240117
EDN: WVCBIG
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину