Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

36 год, номер 1

Информационная реальность: приобретения и потери цифровой трансформации образования

С.Е. Мансурова
Институт содержания и методов обучения, Москва, Россия
savetaef@yandex.ru
Ключевые слова: информация, социокультурное отставание, информационное общество, общее образование, цифровая трансформация образования, цифровое поколение
Страницы: 5-19

Аннотация

Введение. Проблемы образования подрастающего поколения актуализируются в условиях вызовов новой информационной реальности. Методология. Исследование осуществлялось на основе системного подхода, анализа нормативных документов, научной литературы по изучаемой проблеме, обобщения экспериментальных данных, логических выводов. Обсуждение. Центральная тема обсуждения - проблема социокультурного отставания, обусловленная противоречием между ускоренным технологическим развитием (развитием материальной культуры) и замедленной скоростью социокультурной эволюции человека. Поставлены вопросы поиска адаптационных механизмов к условиям сверхдинамично изменяющейся информационной среды в соотношении с общим образованием. Описаны приобретения и потери цифровой трансформации образования. Показано: нехватка времени, чтобы догнать и присвоить технологические новации информационного общества, усугубляется неготовностью школы отказаться от консервативных устоев. Результаты проведенного исследования позволили определить, как проявляется социокультурное отставание общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, разработанные в соответствии с требованиями научно-технологического развития общества, не ускорили развитие образования: в условиях цифровой трансформации образования информационные технологии не повлияли на содержание обучения, не стали его инструментом, не привели к смене репродуктивного подхода на деятельностный. Показано, что вызовом образованию является растущая зависимость цифрового поколения учащихся от интернета, социальных сетей и медийного пространства, его неготовность встраиваться в доцифровой образовательный процесс. Представлены подходы к особенностям образования, отвечающего требованию времени. Заключение. Социокультурное отставание образования выступает объективным явлением и имеет множественные проявления. Среди задач, направленных на сокращение этого отставания, - освоение педагогами информационных технологий обучения, актуальных подходов к воспитанию «цифрового» поколения школьников, способов обучения навыкам информационной гигиены.

DOI: 10.15372/PHE20250101
EDN: QUIOHQ