Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 2880
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [PASSWORD_CHECK_WEAK] => N
                    [PASSWORD_CHECK_POLICY] => N
                    [PASSWORD_CHANGE_DAYS] => 0
                    [PASSWORD_UNIQUE_COUNT] => 0
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_TIME] => 0
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.143.254.11
    [SESS_TIME] => 1747821403
    [IS_EXPIRED] => 
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [SESS_SHOW_INCLUDE_TIME_EXEC] => 
    [fixed_session_id] => 41931c6a61d16a0dd95720425d807d87
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

)

Поиск по журналу

Философия науки

2025 год, номер 1

РОЛЬ МЕТОДОВ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ: ПАРАДОКС «СКРЫТОЙ ДИНАМИКИ» И БОРЬБА С ПРЕДВЗЯТОСТЬЮ

А.А. Сухно1, В.В. Гулин2
1Московский авиационный институт, Москва, Россия
volyakvlasti@mail.ru
2Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
kornet104@gmail.com
Ключевые слова: машинное обучение, черный ящик, эпистемическая непрозрачность, естествознание, предвзятость, пределы мышления, скрытая динамика, субъективные допущения
Страницы: 99-129

Аннотация

Цель статьи заключается в формировании подхода к теоретическому обоснованию применения методов машинного обучения (machine learning, ML) в естественных науках. Основное препятствие на этом пути - проблема «черного ящика», или «эпистемической непрозрачности», которая состоит в отсутствии доступа ко всем элементам процесса познания, осуществляемого с помощью ML. При разработке подхода авторы формулируют критерий, которому должно соответствовать решение этой проблемы. Авторы указывают, что причиной обращения к машинному обучению в естественных науках является ограниченная применимость традиционных аналитических и качественных методов в исследовании природы, поскольку человеческое мышление достигло своих пределов в процессе их использования ввиду сложности и многомерности изучаемых систем. Следовательно, решение проблемы «черного ящика» должно объяснять, как с помощью ML эти пределы можно преодолеть - как человеческое мышление может получить доступ к той области знания, которая ему недоступна вследствие его же собственных внутренних ограничений. В этой связи утверждается, что подход, стихийно сформировавшийся в рамках компьютерных наук, не может служить основой для решения указанной задачи. Такой подход предполагает внедрение существующих научных знаний в инструменты ML с целью борьбы с предвзятостью (bias), характерной для машинного обучения, - субъективными допущениями (assupmptions) исследователя, необходимыми для успешного обобщения за пределами обучающей выборки. Авторы показывают, что внедрение научных знаний в инструменты ML имеет лишь прикладное значение и не решает проблему теоретического обоснования, поскольку не соответствует предлагаемому ими критерию: оно не преодолевает пределы человеческого мышления, а только согласует результаты ML с уже известными научными знаниями.,

DOI: 10.15372/PS20250108
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину