Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

36 год, номер 2

Персонализация и деперсонализация во врачебной практике: к вопросу о подготовке будущих медиков

Т.Г. Лобова, Т.В. Мироненко
Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия
lotogen@mail.ru
Ключевые слова: персонализация, деперсонализация, профессионально-личностные качества врача, высшее образование, диалог, мышление, личность, медицина
Страницы: 175-192

Аннотация

Введение. Активное внедрение «технократической модели» в медицину меняет характер взаимоотношений «врач - пациент». О них сегодня судят как о деперсонализированных. Деперсонализация отношений «врач - пациент» свидетельствует о сущностном «кризисе медицины». Причина последнего видится в вытеснении из практического здравоохранения наработанного веками подхода к пациенту, принципа взаимного доверия. Актуальным становится вопрос о роли высшего медицинского образования в преодолении процессов деперсонализации медицины. Преодоление возможно благодаря рефлексии ценностных основ врачебной деятельности и профессионально значимых личностных качеств специалиста в процессе обучения. Методология. Используется аксиологический подход в анализе противоречий между особенностями современной медицинской практики и декларируемыми традиционными ценностными ориентирами. Привлечение научной литературы по обозначенной проблеме коррелирует с собственным опытом преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском вузе. Обсуждение. Рассматриваются основания диалектической природы и уникальности медицинской практики, которые с необходимостью определяют «профессионально-ценностные ориентации и качества личности» будущего специалиста. Утверждается, что в формировании будущего врача ведущая роль принадлежит дисциплинам гуманитарного цикла. Заключение. В современных условиях дегуманизации медицины одной из задач дисциплин гуманитарного цикла в медицинском вузе становится критическое осмысление ценностных оснований профессии врача. Эта задача может быть связана с применением ряда педагогических приемов, позволяющих студентам-медикам осуществить реконструкцию смысловых измерений медицины, без которых сложно удерживать целостное восприятие медицинского опыта и миссии врача.

DOI: 10.15372/PHE20250212
EDN: WWAARU