Код университета и возможности его сохранения в национальных формах (опыт российского университета)
Г.И. Петрова1, Э.А. Бикташева2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия seminar_2008@mail.ru 2Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия biktashevasov@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, код университета, идея университета, логос, эстезис, «университет разума», «дух университета»
Страницы: 7-25
Аннотация
Введение. Актуальным вопросом для обсуждения проблем современного университета является констатация его кризиса. В поисках причин кризисного состояния статья актуализирует понятие «идея университета» (Дж. Ньюмен) и обращается к древнегреческому пониманию эйдоса (Платон). В приложении к университету это позволяет ассоциировать эйдос (идею) университета с понятием «код университета» и увидеть в этой понятийной фиксации университетскую сущность, которая (как устойчивое «начало») являет себя во множестве единичных университетов (разных культур, наций). Ставятся проблемные вопросы: «Что есть код университета? Как связан кризис университета с трансформациями его идеи-кода? Не ведут ли они к исчезновению самого понятия “университет” (российского или западного - все равно)? Есть ли возможность сохранения университета не только в вербальном, но в сущностно-кодовом смысле?» Конкретизация поставленной проблемы связана с поисками кода университета и обоснованием его проявлений на национальной почве России. Методология решения проблемы - учение Платона об эйдосах (идеях), предназначенных порождать предметный мир в множестве его единичных явлений. Применительно к университету такая методология позволяет найти идею (сущность) или код университета, то общее, что характеризует все множество университетов одновременно. Обсуждение. На общий код университета влияет конкретный национальный контекст культурного развития. Большое значение в этом процессе имеет характер соотношения в культуре структур логоса и эстезиса. Обосновывается специфика кода российского университета ролью эстезиса в культуре России. Заключение. Ставится вопрос о сохранении кода университета. Предлагается в дальнейшем обсудить конкретные вопросы, связанные с совмещением в университете двух составляющих: «свет разума» (логос) и «дух университета» (эстезис). Делается вывод о необходимости хранить университетский код. Его устранение превращает университет в иной социальный институт (например, в экономическую корпорацию).
DOI: 10.15372/PHE20250301
|