Датафикация как фактор конституирования субъектов образования
Т.В. Сохраняева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия sokhran@mail.ru
Ключевые слова: субъекты образования, большие данные, датафикация, конституирование субъектов, алгоритмизация, образовательная идентичность, аутентичность
Страницы: 26-38
Аннотация
Введение. В контексте цифровой трансформации образования актуальным является исследование влияния процессов датафикации на трансформацию онтологических характеристик образовательных среды в аспекте изменений межсубъектных отношений. Цель - рассмотрение датафикации как фактора конституирования субъектов образования. Методология. Теоретическая рамка исследования определена принципами системного подхода к анализу образования как сложной социальной системы, эпистемологической методологией рассмотрения эмпирического уровня познавательной деятельности, герменевтическим подходом к анализу проблемы интерпретации результатов. Обсуждение. Датафикация рассматривается как проявление нового уровня цифровизации образования, характеризующегося внедрением искусственного интеллекта (ИИ) и аналитик больших данных в сердцевину функционирования образовательных систем. Выдвигается тезис, что датафикация становится контекстом и существенным фактором трансформации и развития структурных связей в образовательной среде, а также конституирования субъектов образовательных отношений. В обоснование тезиса рассматриваются связанность статуса субъекта с его представленностью данными, тенденции введения новых дата-субъектов в образовательный процесс и трансформации классических статусно-ролевых и компетентностных характеристик педагогов, роль аналитик данных в конструировании образовательной идентичности индивидов. Показывается внутренняя противоречивость парадигмы датафикациии в образовании - развитие среды, максимально ориентированной на личностно определенные потребности современной «расширенной личности», на основе стандартизированных алгоритмизированных требований и моделей. Заключение. Датафикация в образовании оказывает значимое влияние на процессы конституирования структурных связей, субъектов и элементов образовательной среды. Возникновение новых конфигураций межсубъектного взаимодействия в образовательной деятельности, трансформации статусно-ролевых характеристик и восприятия профессиональной субъектности обусловливают необходимость анализа этих процессов в онтологическом, антропологическом и аксиологическом аспектах.
DOI: 10.15372/PHE20250302
|