Коллектив как субъект образования: концептуальное определение и основные характеристики
Е.В. Брызгалина, Ш. Чжан
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия phedu@philos.msu.ru
Ключевые слова: образование, коллектив как субъект образования, атомистический индивидуализм, совместное производство знаний, демократизация образовательных технологий, воспитание, социальная справедливость
Страницы: 39-54
Аннотация
Введение. Рассматривается философская коннотация понятия «коллектив как субъект образования» и его основные характеристики в современном образовании. Коллектив как субъект образования призван противостоять отчуждению и фрагментации атомизированного образования и воссоздать общинный и эмансипационный характер образования. Его основная ценность заключается в балансе между индивидуальной свободой и социальной связью посредством совместного производства знаний, этического переноса ответственности и демократизации технологий, чтобы образование могло стать «симбиотическим экспериментальным полем» для воспитания демократических граждан и продвижения социальной справедливости. Методологическая основа исследования базируется на междисциплинарном синтезе философского, педагогического и социологического подходов. Основные методы включают критический философский анализ. Деконструкция понятий «субъект», «ответственность», «знание» проведена с опорой на диалектику индивидуального и коллективного. Обсуждение. В исследовании дается определение концепции коллектива как субъекта образования с точки зрения онтологии и эпистемологии, а также объясняются ее основные черты путем их обобщения в пяти измерениях. Новизна статьи заключается в критике атомистической индивидуалистической парадигмы образования, воссоздании социальной и совместной природы образования, а также в использовании российской и китайской литературы для анализа проблемы. Заключение. Концепт «коллектив как субъект образования» не возвращает теории и практики образования к тоталитаризму, а позволяет создать инклюзивную экосистему, где сотрудничество, технологии и критическое мышление преодолевают атомизацию, формируя социально ответственных граждан. Можно прогнозировать, что будущее образования на практике будет основываться на предпосылке коллективного, а затем персонализированного образования на основе индивидуальной дифференциации, дополненного современными образовательными технологиями (дистанционное обучение, искусственный интеллект, цифровые образовательные платформы и т. д.).
DOI: 10.15372/PHE20250303
|