Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

36 год, номер 3

Русская идея в современном образовании: постановка проблемы

И.В. Яковлева1, Т.С. Косенко1, Е.В. Ушакова2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
uhova2005@mail.ru
2Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия
foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: образование, философия образования, цивилизационные подходы в образовании, русская идея в образовании, западная идея в образовании
Страницы: 55-67

Аннотация

Введение. Исследуется постановка проблемы существования русской идеи в современном образовании. Мониторинг осуществляется на основе сравнительного анализа светского (государственного) и религиозного образования, при общей оценке российской и западной социокультурных традиций. Методология. Применены диалектический метод, системный и социокультурный подходы при рассмотрении динамики образовательных процессов с эпохи Нового времени и до настоящего времени. Обсуждение. По мнению авторов статьи, философия русского мира и потенциал русской идеи в современном образовании в основном связаны с сущностью и стратегией солидарного/социального государства, в котором возможно налаживание здорового баланса жизни людей в природе и обществе. Смысл и сущность русской идеи отражены в концепциях и практике формирования цельного человека в его развитии и саморазвитии. Главные смыслы в образовании - это разносторонняя подготовка личности в следующих аспектах: человек для общества, человек для семьи, человек для себя, общество для человека, человек в гармонии с природой. При реализации данных смысложизненных ценностей русская идея в современной педагогической деятельности оказывается наиболее адекватной и перспективной. Постановка проблемы заключается в глубоком исследовании философии русской идеи для организации современного образовании. Акцентируются несколько уровней общности знаний: общефилософское онтологическое, методологическое и эпистемологическое, философско-антропологическое, социально-философское, этико-аксиологическое и психолого-педагогическое (в теоретическом и деятельностном аспектах). Заключение. Обращаясь к наследию русской философии, можно сделать вывод о том, что «русская идея» выступает эмпирически явленной формой бытия национального духа, феноменологически проявляющейся в интеллектуальной деятельности образованного большинства нации в виде комплекса идеальных представлений о прошлом, настоящем и будущем образования.

DOI: 10.15372/PHE20250304