Дисциплина «Основы российской государственности» и цивилизационный подход как средство формирования мировоззрения студентов в условиях противостояния ядру миросистемы
А.А. Изгарская1, А.А. Борисова2
1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия aizgarskaya@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия taylackowa.n@yandex.ru
Ключевые слова: образование, «Основы российской государственности», мировоззрение студентов, цивилизационный подход, миросистемный подход, евразийство, идеология
Страницы: 68-85
Аннотация
Введение. В исследовании поднимается вопрос о качестве курса «Основы российской государственности» и состоянии цивилизационного подхода как его научного основания. Курс, призванный формировать мировоззрение, реализуется в ситуации противостояния ядру миросистемы, что позволяет провести параллели с советским периодом, когда научным основанием обществоведческих дисциплин выступал марксизм-ленинизм. Методология. В качестве методологии использован миросистемный анализ. Капиталистический мир-экономика предполагает адаптацию мировоззрения общества и человека к неравенству социально-экологических ниш, создаваемых международным разделением труда. Образование является средством адаптации к господствующему порядку и политическим идеологиям - метастратегиям в форме либерализма, консерватизма, радикализма (социализма). Противоречия в миросистеме активизируют центры, способные противостоять либеральной гегемонии и предложить миропорядок на основе радикализма или консерватизма. В отличие от советского периода современное противостояние России опирается на консервативную идеологию, получившую научное обоснование в цивилизационном подходе. Состояние цивилизационного подхода описано методом выявления эпистемологических ловушек. Обсуждение. Распад СССР заложил предпосылки принятия цивилизационного подхода как ведущего направления социальных наук. В цивилизационном подходе отсутствует договоренность о содержании базовых категорий, что при объяснении социальной динамики порождает противоречия, которые или игнорируются, или ведут к необоснованному искажению исходной концепции, или решаются «ad hoc». Учебные пособия транслируют концепции XIX - первой половины XX в., содержат массу эпистемологических ловушек, не способны объяснять процессы социальной динамики. В современной науке есть исследования, предполагающие синтез миросистемного, цивилизационного и сетевого подходов, однако они не могут быть использованы в качестве научной базы курса «Основы российской государственности», поскольку не соответствуют его идеологической составляющей. Заключение. Для формирования целостного, опирающегося на науку мировоззрения необходима обладающая соответствующей целостностью научная парадигма, которой в дисциплине «Основы российской государственности» нет. Программа дисциплины транслирует допарадигмальные теории далеко не самых современных концепций цивилизационного подхода.
DOI: 10.15372/PHE20250305
|