Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

36 год, номер 3

Об оплате труда в системе образования: прошлое и настоящее

С.И. Черных1, Б.О. Майер2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
serg2560380@yandex.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
maierbo@gmail.com
Ключевые слова: образование, заработная плата, преподаватель вуза, профессор, покупательная способность, социальный статус
Страницы: 86-97

Аннотация

Введение. Анализ проблемы увеличения заработной платы и адекватной оплаты труда преподавателей в системе образования вообще и высшего в частности требует сравнительных исследований уровня заработной платы преподавателей в настоящее время и сто лет назад, в последний мирный год Российской империи. Вопрос: «Чего наша страна достигла или что потеряла за прошедшее время?», имеет не только академический интерес. Опыт прошлого позволяет адекватно понимать настоящее, учитывая потенциально громадный объем статистической информации по всей системе образования. Цель данной статьи локально ограничена сравнительным исследованием финансового и социального положения профессорской группы преподавателей высших учебных заведений в дореволюционный период Российской империи и современной России. Методология. Проведен сравнительный анализ источников, содержащих сведения о заработной плате преподавателей и их социальном положении в Российской империи, а также в современной России. Обсуждение. Величина заработной платы профессоров/докторов наук не однородна как по регионам, так и по занимаемым должностям или по «весу» вуза в российской системе образования. В настоящее время в России доля заработной платы профессора/доктора наук, находящейся в диапазоне от 100,0 до 200,0 тыс. руб. в месяц, составляет не более 50 % от материального достатка профессора Российской империи сто лет назад в 1913 г., не говоря уж об общественном престиже и признании профессорского труда. Заключение. Статус современного профессора совершенно несравним с его статусом 110 лет назад: в его характеристики закладываются в основном отрицательные коннотации. Разговоров о «принадлежности» к элитным социальным группам (за редким исключением типа академиков или ректоров) речи быть не может.

DOI: 10.15372/PHE20250306