Доказательный подход в процессе формирования профессиональных компетенций учителя химии
Н.А. Ряписов, Т.Л. Чепель
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
iesen-kpp@nspu.ru
Ключевые слова: доказательный подход, доказательная практика, доказательное образование, научно-методическое сопровождение, компетенции, химическое образование
Страницы: 113-128
Аннотация
Введение. Учителя, применяющие в своей практике комплекс педагогических технологий, представленных в современной дидактике, используют их, как правило, интуитивно, без обращения к обоснованным проверкам их эффективности и безопасности. Это факт свидетельствует об актуальности доказательного подхода в образовании, широко представленного в зарубежных исследованиях образовательной практики и только начинающего формироваться в научно-образовательном пространстве нашей страны. Методология. Исследование основывается на рефлексивном анализе зарубежных и отечественных публикаций, характеризующих содержательные смыслы становления, развития и применения доказательного подхода в процессе решения научно-практических проблем в разных областях знания, в том числе в образовательной сфере в ходе формирования профессиональных компетенций учителей химии. Обсуждение. Доказательное образование (evidence-based education) - подход к образовательным процессам, использующий методы, основанные на надежных доказательствах, полученных экспериментальным путем в научных исследованиях. Доказательный подход в настоящее время широко применяется в зарубежной образовательной сфере (J. Hattie и др.) и начинает использоваться в системе подготовки и повышения квалификации российских учителей. При этом своеобразным ориентиром для внедрения идей доказательного подхода в образовательные процессы является стандарт доказательности социальных практик в сфере детства, разработанный в рамках реализации государственной программы «Десятилетие детства» (версия 2018 г.), ориентированный на определение социальных (в том числе образовательных) практик с доказанной эффективностью84 (к 2022 г. была разработана вторая версия стандарта, учитывающая результаты апробации первоначальной версии). Заключение. Созданная и развивающаяся в России единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров85 направлена на непрерывное повышение профессионального мастерства учителей и руководителей. Вероятно, что один из основных драйверов реализации идей доказательного образования в области химии - профессиональные педагогические сообщества (Общероссийская общественная организация учителей и преподавателей химии и ее региональные отделения, представленные практически во всех субъектах Российской Федерации).
DOI: 10.15372/PHE20250308
|