Социально-педагогический контекст подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей
Н.В. Гуляевская
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия navg@list.ru
Ключевые слова: подготовка педагогов, Ядро педагогического образования, социально-психологическое сопровождение, дети с миграционной историей, социальная безопасность, психологическая поддержка, правовая защита
Страницы: 152-168
Аннотация
Введение. В условиях растущей миграции и полиэтничности образовательной среды проблема подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей является достаточно актуальной. Возникает необходимость комплексного подхода к обучению педагогов, в том числе и в учебных дисциплинах психологического и социологического циклов. Социологические и психологические знания обеспечивают готовность педагогов к правовой, социальной защите детей с миграционной историей, оказанию психологической помощи и поддержки детей и подростков, принятых на обучение в российские образовательные организации. Методология. В исследовании сформулированы методологические основы обучения будущих педагогов к проектированию эффективных программ социально-психологического сопровождения детей с миграционной историей; представлены четыре подхода, базирующиеся на личностно-ориентированном, системном, культурологическом и деятельностном подходах. Обсуждение. В статье раскрываются этапы подготовки педагогов к социально-психологическому сопровождению детей с миграционной историей, показана специфика их обучения в психологических и социальных дисциплинах Ядра педагогического образования. Выделены ключевые направления подготовки педагогов к социально-психологическому сопровождению: социальная и психологическая диагностика, языковая и психологическая поддержка, формирование межкультурной компетентности, взаимодействие с семьей и создание полиэтнической инклюзивной среды. Рассматривается комплексная модель сопровождения, включающая пять взаимосвязанных компонентов (диагностический, психологический, социально-педагогический, когнитивный, культурно-досуговый). Заключение. Успешная интеграция детей с миграционной историей возможна только при сформированной готовности педагогов к системной междисциплинарной поддержке, правовому регулированию и внедрению инновационных социально-психологических технологий. Умение педагогов качественно организовывать социально-психологическое сопровождение должно стать неотъемлемой частью образовательной политики в отношении детей с миграционной историей.
DOI: 10.15372/PHE20250310
|