Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

36 год, номер 3

К проблеме эпистемологической релевантности цифровых и информационно-коммуникационных стратегий образовательного гнозиса

В.И. Стрельченко1, В.В. Балахонский2, Е.А. Иванов1, Л.В. Балахонская3
1Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
v_strelchenko@mail.ru
2Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия
balakhonsky@mail.ru
3Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
l.balakhonskaya@spbu.ru
Ключевые слова: информация, цифровизация, информационное общество, образование, эпистемология, научная рациональность, информационно-коммуникационные технологии
Страницы: 182-203

Аннотация

Введение. Существующие концепции цифровизации, информации и информационно-коммуникационных технологий как важнейших элементов стратегии образовательного гнозиса являются выражением исторических и современных достижений научной рациональности в области математики, логики, кибернетики и теории информации. Доктрина информационного общества, имманентных ему образовательных институций, многообразие форм их спекулятивно-теоретических репрезентаций являются итогом современных попыток уяснения культурно-цивилизационного смысла революции в математике и компьютерной технике. Поэтому проблема образовательного значения цифровизации и техник информационно-коммуникационного моделирования формулируется и рассматривается в контексте анализа вопросов природы научного знания, условий его достоверности и истинности, познавательного значения и границ применимости методологических, концептуальных и терминологических средств. Методология. В исследовании используются историко-критический и междисциплинарный подходы, включающие сравнительное философско-эпистемологическое исследование концепций информационного общества и общества знания в контексте анализа их предметного (диалектика) и смыслового (феноменология) содержания. Обсуждение. Заимствованные из области математики, теории информации и кибернетики понятия о цифровизации, информации и информационно-коммуникационных технологиях сами по себе отнюдь не принадлежат к числу эпистемологических средств, непосредственно фиксирующих те или иные образовательные и вообще, какие-либо социальные сущности. Этим обусловлено выдвижение на передний план проблемы их истолкования в терминах объектов эпистемологии образовательного опыта (познавательного и практического). Заключение. Решение вытекающих отсюда задач, определения границ и идентификации предметного содержания «цифровой образовательной среды» предполагает разработку специальной системы средств философско-эпистемологической аналитики, обеспечивающей возможность корректного междисциплинарного синтеза.

DOI: 10.15372/PHE20250312