ПОВОРОТЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА: СМЫСЛЫ И РАМКИ. Часть 2
С.А. Смирнов
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия smirnoff1955@yandex.ru
Ключевые слова: поворот в истории философии, лингвистический поворот, прагматический поворот, антропологический поворот, смена онтологической установки, смена картины мира, методологический сдвиг
Страницы: 92-112
Аннотация
Работа является продолжением предыдущей статьи, посвященной поворотам в истории философии. Автор допускает, что истинный смысл понятия поворота наступает тогда, когда авторы поворота совершают в своей философской практике возвращение к родовому началу, к истоку, обращаясь к античным и далее мифологическим корням. Настоящий поворот наступает тогда, когда ставятся под вопрос онтологические основания и встает необходимость возврата к началу, чтобы посредством этого возвращения вновь совершить акт мышления, дабы вернуть этому акту онтологическую силу, а человеку - его исконное место, чтобы он вновь начал мыслить. В таком случае допускается, что истинный поворот начинается тогда, когда философ совершает новое другое начало, обращаясь к родовым истокам, восстанавливая тем самым духовную традицию. Автор предлагает рассмотреть гипотезу, согласно которой все повороты, которые совершались в ХХ веке, суть части антропологического поворота, поскольку все они так или иначе касались прежде всего онтологического неблагополучия человека, касались различных сторон его деятельности, обнаруживая разного рода человеческие дефициты и нехватку: в познании, коммуникации, средствах и методах исследования, языке, логическом анализе, духовных практиках и т.д. В таком случае разные виды поворотов, будь то лингвистический, риторический, прагматический и другие, выступают разными попытками восполнить тот или иной человеческий дефицит. Тем самым привычные и известные повороты в истории философии больше относятся к разного рода практикам по выработке тех иных средств, в которых нуждается человек: средств познания, средств коммуникации, средств мышления, языковых средств. Но все они относятся к главному и постоянному - к антропологическому повороту, понимаемому как восстановление истока, обращение к онтологическому началу, восстановление места человека в мире.,
DOI: 10.15372/PS20250307 |