Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.207.161.212
    [SESS_TIME] => 1711714686
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 5d605821fb6f476e54cc42364cc6e148
    [UNIQUE_KEY] => 87b3ee28e732a832daf4a85021073dfd
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 2

Концептуальные основания философии образования

В.А. Мукин
Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 428015, Чебоксары, Московский пр-т, 15
mukin-va@yandex.ru
Ключевые слова: социализация, культура, концепт, самоорганизующиеся социальные институции, педагогическая методология, образовательная картина мира, педагогическое взаимодействие
Страницы: 100-113

Аннотация

Автор обосновывает необходимость исследования философии образования как отдельной дисциплины, сферы знания и мыслетворения со своим объектом и предметом исследования. На основе сформулированного социально-философского подхода к проблеме образования, использования его культурологического содержания показано, что философский аспект рассматриваемой проблематики проистекает на пересечении образовательной картины мира и системы образования, нацеленной на формирование личностных качеств человека. Определен принцип формирования самоорганизующихся социальных институций. Объектом нашего научного интереса является философия образования, а предметом исследования - ее концептуальные основания, отражающие социальные процессы становления и формирования человеческих качеств, в частности таких, как мышление и осмысленная деятельность. Цель исследования - выявить концептуальные основания философии образования, необходимые для осмысления личностных качеств субъектов образования в социокультурном пространстве России. Реализация данной цели требует решения следующих задач: выявление онтологической сущности философии образования; гносеологической состоятельности философии образования; аксиологической целесообразности философии образования. Философия образования - один из основных мыслительных алгоритмов обоснования и объяснения существенных признаков целостного человека. Она служит своеобразным мыслительным «инструментом» для научно-философского анализа, социального проектирования и решения проблем, связанных с этой сферой человеческой деятельности. Более того, современная философия образования, расширяя круг рассматриваемых вопросов и обновляя свою собственную сущность, выдвигает новые ориентиры для реорганизации системы образования, артикулирует новые ценностные идеалы и основания новых проектов образовательных систем и новых направлений педагогической мысли. Сущность философии образования во многом раскрывается в ходе системной оценки динамики развития образования. Образование по отношению к человеку рассматривается как процесс, как состояние и как потенциал для реализации. Очевидно, что образование как процесс обусловлено тем, что имеет «временную развертку» взаимодействия своих системных элементов с идеями, отражающими механизмы и алгоритмы его развития. Бесспорно то, что состояние образования и отношение к нему со стороны представителей общества однозначно отражают социокультурное положение в нем. Что касается потенциала для реализации, образование все больше приобретает характер одной из тех сфер жизнедеятельности общества, которые обеспечивают качественные изменения и предопределяют его будущее устройство. Следовательно, социокультурный потенциал служит основанием для моделирования процессов прогнозирования развития общества с использованием соответствующего понимания личности и ее культуры «по трем точкам»: прошлое - настоящее - будущее. Системная оценка динамики развития образования возможна в контексте функционального анализа общей философии по отношению к образованию. Именно функции философии отражают возможность философии образования при непременном развитии содержания образования и структуральном изменении его в сторону социальной эффективности.