Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.234.244.181
    [SESS_TIME] => 1713701469
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => d39e1566f5bf3121ef871ed0c4693e31
    [UNIQUE_KEY] => 041013a201317cab184b518afd361aea
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 2

Конструирование человека как актуальная проблема экологического образования

Т.Н. Кетова
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова, 197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, 6/8
tatiana.ketova@gmail.com
Ключевые слова: экологическое образование, антропологическая трансформация, идентичность, трансгуманизм, постчеловек, биоэтика
Страницы: 149-158

Аннотация

В статье исследуется проблема трансформаций человека в связи с появлением реальных возможностей изменения его биологической природы. В ХХ-ХХI вв. человек становится объектом технического, биохимического и генетического дизайна и подвергается опасности утраты идентичности. Цель экологического образования и воспитания заключается в формировании ценностного отношения к человеку как биосоциальной целостности. Потребности человека имеют тенденцию к динамическому развитию, и поэтому проблема пределов существования человека становится особенно актуальной. В ХХ-ХХI вв. идея преобразования человека переходит в сферу практического осуществления, что приводит к выработке разнообразных антропотехнических стратегий. Во второй половине ХХ в. стало очевидным развитие тенденции медикализации западного общества, что породило и другую тенденцию - ослабление природного здоровья человека. Человек становится объектом медицинской политики. Этические ценности подвергаются пересмотру и появляется необходимость их различного позиционирования в процессе развития биомедицины. Возникновение биоэтики можно рассматривать как ответ на вызовы техногенной цивилизации. Важными причинами динамичного развития биоэтики является необходимость осмысления достижений научно-технического прогресса в сфере биомедицины, а также расширения движения за права человека. Основные принципы биоэтики раскрывают ее экологическое содержание. В эпоху антропологических трансформаций можно выявить различные отношения к телесности. Во-первых, это отказ от субстанциальной парадигмы и замена ее функциональной, что наиболее ярко отражено в позиции трансгуманизма. Состояние постчеловека характеризуется наличием искусственного интеллекта, постоянным стремлением к модификациям и бессмертию. Другая тенденция выражается в понимании жизни как дара, который следует беречь и развивать, избегая деструкций, в результате которых человек может утратить контроль над потоком радикальных преобразований. Стремление к духовной и телесной целостности человека в экологической перспективе не исключает потребности в сохранении физического и психического здоровья, используя достижения науки и техники. Цель биоэтики состоит не только в рациональном анализе нравственных проблем биомедицины, но и в стимулировании широкого обсуждения всех ценностных аспектов существования живой природы. Биоэтика приобретает статус социального института современного общества, что определяет важность ее преподавания не только в медицинских вузах, но и включение ее элементов в систему высшего гуманитарного образования.