Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.139.86.56
    [SESS_TIME] => 1713488204
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 04566234a2e97b0643ede751767eddd6
    [UNIQUE_KEY] => de70090285df0561bf608d1b563edd88
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 3

Развитие эмоциональной отзывчивости интеллектуально одаренных подростков

А.Г. Ряписова, Е.В. Дёмина
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
psy-ped-iesen@mail.ru
Ключевые слова: инновационный региональный проект, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей, коммуникативная компетентность, эмоциональная сфера личности, эмоциональная отзывчивость, эмпатийность, интерактивные методы
Страницы: 138-151

Аннотация

В статье рассматривается система семинаров по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся специализированных классов математической и естественнонаучной направленности, участвующих в инновационном региональном проекте. Цель данной публикации - представить методологические основы развития эмоционально-волевой сферы интеллектуально одаренных подростков и обобщить имеющийся опыт организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса наиболее способных обучающихся. Содержание статьи позволит педагогам-психологам, работающим с одаренными школьниками, определить, осознать и адаптировать предлагаемую систему работы для совершенствования собственной деятельности и повышения ее эффективности. Основная идея статьи заключается в обосновании целесообразности и возможности применения интерактивных методов работы педагогов-психологов для развития эмоциональной отзывчивости интеллектуально одаренных учащихся. Инновационный региональный проект «Сеть специализированных классов математической и естественнонаучной направленности для наиболее способных и одаренных школьников Новосибирской области» реализуется с 2009 г. в качестве компонента Комплекса мер модернизации региональной системы образования. Цель создания специализированных классов - обеспечение условий выявления и поддержки наиболее способных и одаренных детей, реализации нового программного содержания и его методического сопровождения, нового качества и результата общего образования, отражающих перспективные потребности на рынке труда и технологий. Данный проект предусматривает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью создания психолого-педагогических условий для полноценного становления и развития личности одаренного ребенка. В целях повышения профессиональной компетентности специалистов сопровождения (педагогов-психологов, кураторов) действует система обучающих семинаров и мастер-классов. Данная форма организации профессионального взаимодействия и взаимообогащения профессиональным опытом подтвердила свою эффективность в аспекте разработки способов преодоления специфических психологических проблем, присущих одаренным подросткам - учащимся специализированных классов. Результаты психодиагностического обследования убедительно показали, что одной из самых актуальных является проблема развития аффективно-эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренного подростка, в том числе дефицитарность развития эмоциональной отзывчивости как смыслового эмоционального переживания, что способствует возникновению барьеров в общении со сверстниками и взрослыми, создает трудности в формировании коммуникативных компетенций и социально-психологической адаптации в целом. Определение понятийного аппарата в аспекте исследуемой проблемы построено на основе классических и современных научно-теоретических трудов отечественных ученых. Для решения задачи развития эмпатийности подростков обоснована целесообразность применения интерактивных методов работы педагога-психолога со старшеклассниками специализированных классов. Описана система учебных и внеучебных групповых коммуникаций, включающая кейс-стади, дискуссию, игровые методики, тренинг, метод групповых проектов; раскрыты возможности развития эмоциональной отзывчивости средствами искусства.