Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 174.129.59.198
    [SESS_TIME] => 1711617468
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => e33de3728bf6893636c2a37dd0f4645a
    [UNIQUE_KEY] => f28089ba157daec64827393fe1eedeef
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2014 год, номер 3

1.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АБЕРРАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И.Л. Грошев
Институт менеджмента и бизнеса, Тюменский государственный нефтегазовый университет, 625000, г.Тюмень, ул. Мельникайте, 72/1
grosh@nextmail.ru
Ключевые слова: образовательная система, реальный сектор экономики, потребности производственно-экономических объектов, аксиоматический анализ, образовательные технологии, российский технократизм.
Страницы: 5-11

Аннотация >>
Рассматривая трансформацию высшего образования в России как составную часть общего процесса реформирования социально-экономического устройства общества, автор обращает внимание на наличие системных противоречий и отмечает необходимость исследований в области поиска иных векторов развития ситуации. Соответственно, целью работы является характеристика альтернативных путей совершенствования образовательной системы, позволяющая сохранить преимущества российской школы. 
Базовым противоречием И. Л. Грошев называет нарастающий разрыв между качеством деятельности вузов и реальной потребностью производственной сферы в специалистах. Апеллируя к зарубежному опыту, автор формирует базовые требования к корректировке стратегии преобразований с учетом имеющихся и вероятных тенденций в экономической сфере.


2.
ГУМАНИЗМ И ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Т.А. Рубанцова, О.В. Фуряева
Сибирский университет путей сообщения, 630049, Новосибирск, ул. Д.Ковальчук, 191
rtamara@nqs.ru
Ключевые слова: гуманизм, гуманизация образования, технократизм, сциентизм, гуманитарные основы, образование
Страницы: 11-21

Аннотация >>
Целью статьи является анализ взаимосвязи процесса гуманизма и гумани­тарных основ российской образовательной парадигмы. В статье рассматривает­ся образование как механизм передачи ценностей, в котором выражена взаимос­вязь гуманизма и гуманитарные основы российской образовательной парадигмы. В статье отмечается, что в современном глобальном мире идет процесс распада традиционных ценностей, что отражается на системе образования. Образова­ние понимается как механизм социокультурного наследия общества. Глобальные кризисы требуют пересмотра пути прогресса и просвещения, по которому дви­жется человечество, что делает актуальным проблему гуманизации образова­ния. Раскрыты основные подходы к категории гуманизма, дана его типология, показана взаимосвязь гуманизма с процессами гуманизации и дегуманизации в об­ществе. Гуманизм в современном российском обществе понимался чаще всего как утопия, которая не нашла своего адекватного выражения в общественных иде­алах. В работе проводится анализ основных подходов к гуманизации образования рассматриваются основные исторические этапы формирования гуманитарных основ российского образования. Современная модель образования в России была сформулирована еще в эпоху Возрождения и Просвещения по немецкому образ­цу. Она предполагала наличие в системе обучения большого цикла гуманитарных предметов для формирования нравственности в человеке, а также естественно­технических дисциплин, позволяющих познать окружающий мир с помощью раз­ума, в понятие «гуманизм» вкладывался классово детерминированный смысл, вы­тесняющий общечеловеческое и цивилизованное содержание. В послеоктябрьской школе особенно сохранился гуманитарно подготовленный педагогический коллек­тив, который так и не смог легко и бездумно присоединиться к проводимой госу­дарством политической линии в сфере образования. Образование пока остается основным элементом общественной гуманистической практики благодаря харак­теру всеобщности, независимости его содержания от политических и экономиче­ских колебаний и конъюнктуры, несмотря на все попытки ее слома. Этот социаль­ный институт сохраняет элементы гуманистических педагогических технологий прошлого и именно в нем идут поиски новых путей в гуманистической педагогиче­ской парадигме. В статье делается вывод, что гуманитарные основы российской образовательной парадигмы имеют противоречие между социально-культурными потребностями современного общества и системой образования, которая не от­вечает им из-за потери гуманистических целей в идеологии общества, устаревшей методологии и применения старых приемов и методов в обучении.


3.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

С.И.Черных1,2, В.И. Паршиков2,3, В.И. Панарин3
1 Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
2 Научно-исследовательский институт философии образования, Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
3 Института дополнительного профессионального образования, Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
2560380@ngs.ru, Parshikov@mail.ru, idpo@ngs.ru
Ключевые слова: конкуренция, государственная политика в области образования, субъект образования, качество образования, система «образование - наука - производство - технологии»
Страницы: 22-31

Аннотация >>
На основе методологических принципов философии образования и конкурентологии авторы исследуют проблему причин понижения конкурентоспособно­сти российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Опираясь на тезис о том, что основной целью образования сегодня является подготовка конкурентоспособного субъекта, способного выполнить многие социальные роли, авторы формулируют причины отставания российского образования. К основ­ным они относят: несоответствие качества образования мировым стандартам и принципам «образование через всю жизнь» и «от возраста к ступени»; отсут­ствие «прозрачной» государственной политики в области образования; частич­ную разорванность вертикальных и горизонтальных связей образования с наукой, производством и технологиями, а также не всегда правомерный имидж образо­вания, который создается российскими СМИ. Предлагается ряд мер, которые, на взгляд авторов, позволяют снизить критичность ситуации.


4.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

В.В. Петров
Институт философии и права СО РАН, Новосибирского государственного университета, 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: общество, система образования, парадигма образования, модель развития, неопределенность, образовательные концепции, социокультурные условия, этапы развития общества, модернизация, глобализация
Страницы: 31-39

Аннотация >>

В российском обществе на рубеже XX-XXIвв. произошла коренная смена общественных отношений. В этих условиях система образования, являясь ин­ституциональной основой общества, подверглась серьезным трансформациям: прежняя система уже не может эффективно работать в новых, изменившихся условиях, но в то же время нет четкого понимания, какой должна быть новая парадигма образования. Многими реформаторами в качестве идеальных моде­лей развития отечественной системы образования предлагаются разнообразные наиболее успешные западные образцы развития, которые предполагается вне­дрить в российскую действительность. В работе проведен анализ становления и развития образования на примере западных обществ, показано, что любая на­циональная система образования всегда создавалась и развивалась в строго опре­деленных социокультурных условиях. Сделан вывод о том, что слепое копирование даже самых успешных западных схем и образцов развития образования неприем­лемо для России с ее многовековыми культурными, научными и образовательными традициями.

Ключевые слова: общество, система образования, парадигма образования, модель развития, неопределенность, образовательные концепции, социокультур­ные условия, этапы развития общества, модернизация, глобализация.



5.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Ф. Мороз
Сибирская пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций, 662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Северная, д. 1,
moroslena@yandex.ru
Ключевые слова: образование, образовательное общество, профессиональное образование, национальное образование, национально-профилированное образование, этнос
Страницы: 40-48

Аннотация >>

Анализ процессов, происходящих в обществе, показывает, что образование постепенно стало переходить из образовательных институтов в социокультур­ную среду. Происходит экспансия образования на общество, получают образо­вательный статус формы образования в различных сферах социальной жизни. Средствами, способствующими становлению образовательного общества, яв­ляется многообразная сложная система знаний, функционирующая в обществе, новые типы коммуникаций, а также ставший в современном обществе весьма востребованным образовательный потенциал национальных культур.

Идеи создания единого образовательного пространства региона, высказыва­емые сегодня в концепциях национально-профилированного образования, имеют исключительную важность для современного этапа развития России. Именно в границах региона можно учесть специфические особенности географического, исторического, демографического, культурного, экономического плана, конкрет­ные условия и проблемы, стоящие перед образованием. Развитие единого обра­зовательного пространства России связано с защитой и развитием культурной самобытности ее национальных регионов, с формированием потребностей и спо­собностей различных субъектов образования к сотрудничеству во благо общества.

Развитие национального образования является важнейшим направлением и средством становления образовательного общества в многонациональной Рос­сии. Идеи использования национального опыта в развитии образования широко представлены в концепциях национальных школ, национально-профилированных колледжей, концепциях подхода к образованию, которое сосредоточено главным образом не в институциональной сфере, а транслируется через каналы «есте­ственной» жизни. В нашей стране идеи создания народной национальной школы, воспитывающей учеников через освоение духовных богатств национальной куль­туры, традиций и уклада своего региона, школы нравственности и ремесла, стали популярны в связи с созданием проектов возрождения и развития народов России.

Синтезируя предложения, высказываемые сегодня в концепциях националь­но-профилированного образования, подчеркнем исключительную важность для современного этапа развития России идеи о создании единого образовательного пространства региона. Именно в границах региона можно учесть специфические особенности географического, исторического, демографического, культурного, экономического плана, конкретные условия и проблемы, стоящие перед образо­ванием. Развитие единого образовательного пространства России связано с за­щитой и развитием культурной самобытности ее национальных регионов, с фор­мированием потребностей и способностей различных субъектов образования к сотрудничеству во благо общества.



6.
ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НА КАРЬЕРНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА

Ю.В. Яровых
Томский государственный педагогический университет, 634041, г. Томск, ул. Киевская, 60
yulia10@list.ru, fpk@tspu.edu.ru
Ключевые слова: система повышения квалификации, программы дополнительного профессионального образования, социальный заказ, карьерный рост педагога
Страницы: 49-55

Аннотация >>

В статье рассматривается опыт организации курсов повышения квалифика­ции по программам дополнительного профессионального образования, отвечаю­щим социальному запросу государства и позволяющим педагогам приобрести ряд компетенций в соответствии с основными направлениями образовательной по­итики, которые связаны с рядом инновационных процессов, внедряемых в прак­тику образовательных учреждений. Отмечается, что современный социальный заказ определяет понятие профессиональной конкуренции как необходимого для успешной работы в школе профессионально важного качества учителя. Автором раскрывается ведущая роль системы повышения квалификации в формирования успешной профессиональной карьеры педагога, содействии его карьерному росту.



7.
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, ПРАВА И ЭТИКИ В СФЕРЕ ГЕННОЙ, КЛЕТОЧНОЙ И ТКАНЕВОЙ БИОВЕТТЕХНОЛОГИИ

В.В. Семченко1,2, К.Н. Ярыгин3,4, С.С. Степанов1,5, Н.М. Колычев1, Г.А. Хонин1, С.Ф. Мелешков1, С.И. Шведов1, Е.А. Гуляева1
1 Институт ветеринарной медицины и биотехнологии ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», 644122, г. Омск, ул. Октябрьская, д. 92
2 ГНУ ВНИИБТЖ Россельхозакадемии, 644122, г. Омск, ул. Октябрьская, д. 92
3 Институт биомедицинской химии им. В. Н. Ореховича РАМН, 644122, г. Омск, ул. Октябрьская, д. 92
4 НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН г. Москва
5 ОмГМА, 644052, г. Омск, 2-я Челюскинцев, 118
ivm_omgau_gistology@mail.ru, serg_stepanov@mail.ru
Ключевые слова: биотехнологии, информационное общество, право, этика, методология познания и образования
Страницы: 56-62

Аннотация >>

В статье анализируются причины необходимости перманентного совер­шенствования этико-правового пространства образовательной и научной дея­тельности современного человека на примере новых направлений биотехнологии, а также освещаются проблемы изучения механизмов репродукции и регенерации. Показана специфика развития биологических наук, освещены проблемы взаимодей­ствия «новых возможностей» и архаичных условий для их реализации, проблемы «нового сознания» и старых представлений о месте человека в мире. Обосновано, что диалектика познания живой материи неизбежно проводит к формированию революционных ситуаций, требующих кардинальных перемен в жизни современ­ного информационного общества, превращения его в общество знаний и иннова­ций с соответствующим изменением субъекта этого процесса.



8.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОМАТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

И.В. Иванов
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
igvasiv@yandex.ru
Ключевые слова: физическая культура, модернизация, мотивация, оптимизация, доминанта, интеграционный процесс, управление
Страницы: 62-68

Аннотация >>

Сформированная в советское время модель поведения личности основывалась на признании высокой ценности здоровья вообще и на делегировании заботы об его укреплении институту здравоохранения. Но на фоне декларируемой ценно­сти здоровья развивались иждивенческие настроения, дефицит личной ответ­ственности и мотивации, что обернулось неготовностью молодого поколения к сознательному поведению в условиях трансформации общества. Исследователи отмечают, что среди причин безответственного отношения к своему здоровью у молодежи можно выделить незнание особенностей своего развития, неразви­тость навыков здорового образа жизни, отсутствие систематического целена­правленного в этом плане семейного и школьного воспитания.



9.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В СРЕДЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Т.Ю. Литвиненко, И.В. Свищева, А.Д. Ломакина, Л.Ф. Штефан, О.Н. Капустина, Н.А. Ковальчук, А.Н. Конищева, Н.Н. Татаренко
ФГБОУ ВПО БелГСХА им. В. Я. Горина, 308503, Белгородская обл., пос. Майский, ул. Вавилова, 1
bsaa-inter@yandex.ru, bsaa-inter2@mail.ru, bsaa-inter_a@rambler.ru
Ключевые слова: конфликт, педагогическое управление, принципы педагогического управления, педагогическая технология, диспозитивно-личностный подход, методика конструктивного обучения
Страницы: 69-78

Аннотация >>

В статье представлен алгоритм взаимодействия субъектов педагогической технологии, условия эффективности ее реализации и способы организации анти- конфликтной деятельности. Используя прогностические и обсервационные ме­тоды, методы теоретического анализа и статистической обработки данных, авторы изучили причины возникновения и основные виды конфликтов, а также их влияние на жизнедеятельность иностранных студентов. Детально рассматри­ваются принципы педагогического управления конфликтами. Авторы считают, что сущность педагогического управления конфликтами заключается в коррек­ции имеющихся противоречий и формировании конструктивных умений координи­ровать и регулировать развитие конфликтной ситуации.



10.
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ДИЗАЙНА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ УПАКОВКИ

И.Б. Босых
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия», 620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 23, каб. 325
boshbi@mail.ru
Ключевые слова: упаковка; высшее профессиональное образование; преподавание дизайна; методы обучения; деловые игры
Страницы: 78-86

Аннотация >>

В центре внимания настоящей статьи подготовка профессионального ди­зайнера-графика для упаковочной отрасли. Рассмотрен опыт преподавания про­ектирования конкурентоспособной упаковки по дисциплине «Проект» на факуль­тете «дизайн» УралГАХА с использованием в проектной деятельности активных методов обучения и ролевых игр. Описанный опыт показывает эффективность активных методов в сравнении с традиционным методом преподавания. Метод направлен на повышение не только собственной активности студентов и их мо­тивации к учебно-профессиональной деятельности, но и качества подготовки будущих специалистов для реального сектора российской экономики. Такой взгляд будет интересен специалистам, обучающим дизайнеров на бакалавриате в высшем профессиональном образовании.



11.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА: НОВЫЕ СТАРЫЕ ВОПРОСЫ

С.В. Навальный1, В.В. Павловский2
1 Юридический институт Красноярского государственного аграрного университета, 660049, г.Красноярск, пр.Мира 90
2 Красноярский государственный аграрный университет, 660049, г.Красноярск, пр.Мира 90
tgpnsv@mail.ru, valpavlovskiy@mail.ru
Ключевые слова: студенты юридического института аграрного университета, анкетный опрос, экономическое и социальное самочувствие респондентов, ориентации ментальности, политические предпочтения, общественно-политическая активность
Страницы: 86-96

Аннотация >>

Изучение общественного мнения студентов юридического института одно­го из аграрных университетов Сибири является актуальным и важным для срав­нения с ситуацией в других вузах.

Цель статьи - исследование высказываний студентов, выяснение их позиций по некоторым важным экономическим, политическим и социальным вопросам. Среди методов - методы анкетирования, анализа, синтеза, интерпретации ин­формации. Выявлены некоторые проблемные поля общественного мнения студен­тов, а также предложены соответствующие рекомендации.



12.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА КАК СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Н.В. Волынкина
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», 394064, г. Воронеж, ул. СтарыхБольшевиков, 54 «А»
Volynkina_n@mail.ru
Ключевые слова: интеллектуально-творческий потенциал, стабилизирующий фактор, интеллектуализация экономики, научно-технологический прогресс, средний класс
Страницы: 96-103

Аннотация >>

В статье раскрывается роль интеллектуально-творческого потенциала че­ловека в решении актуальных проблем, связанных с интеллектуализацией эконо­мики XXI в., необходимостью обеспечения научно-технологического лидерства страны, сохранением и укреплением среднего класса как приоритетной задачи государства, а также необходимостью актуализации «духовной занятости» молодых людей. Выявлена взаимосвязь активизации интеллектуально-творческо­го потенциала человека и развития системы «знания - технология». В условиях формирования экономики, основанной на знаниях, выдвигаются принципиально новые требования к качеству человеческих ресурсов с целью обеспечения нацио­нальной безопасности и научно-технологического лидерства России. Такой под­ход обусловлен, прежде всего, обострением международной конкуренции в высо­котехнологичной военной и современной информационно-технологической сфере и ведет к необходимости создания оптимальных условий для развития среднего класса, реализации творческого потенциала его представителя. По результатам исследования сделан вывод о том, что данная тенденция способствует форми­рованию духовной занятости творческой личности, выстраиванию ее жизненной стратегии, повышению качества жизни во всех аспектах, а интеллектуальная творческая активность выступает в качестве стабилизирующего фактора раз­вития страны в целом.



13.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

И.Э. Толстова, Т.Ю. Калошина
Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
irina_edvin@mail.ru, kaloshinatu@mail.ru
Ключевые слова: образование, подготовка специалистов, подготовка управленческих кадров, компетентностный подход, профессиональная компетентность, мониторинг, формирование профессиональных компетенций, проектная деятельность
Страницы: 103-109

Аннотация >>

Статья посвящена вопросам мониторинга сформированности профессио­нальных компетенций. Подготовка управленческих кадров на основе компетентностного подхода является одним из приоритетных направлений в современном российском профессиональном образовании. Отмечается, что в настоящее время отсутствует единый подход к проведению мониторинга сформированности ком­петенций кадров, и это несмотря на то, что мониторинг давно стал составной частью управления персоналом. В статье обосновывается возможность приме­нения на практике проектного подхода, как инструмента мониторинга сформи- рованности профессиональных компетенций управленческих кадров.



14.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. Назарова
Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
ma_nazarova@mail.ru
Ключевые слова: социальная идентичность, самопринятие, самоуважение, самоценность, саморуководство, самоактуализация
Страницы: 109-117

Аннотация >>

В статье описаны и экспериментально подтверждены факторы, влияющие на социальную идентичность в условиях высшего образования. В структуре со­циальной идентичности автором выделены три качественно своеобразных когни­тивно-мотивационных компонента: базисный, личностный и профессиональный. К факторам отнесены: 1) высшее образование; 2) личностные характеристики (направленность на самопринятие, самоуважение, самоценность, саморуководство, на свой внутренний мир; осознание требований социальной среды); 3) зна­чимость настоящей (будущей) профессиональной деятельности. Дана характе­ристика каждого параметра соответствующего фактора.



15.
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Н.М. Панькова
Институт социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30
pankovanm@sibmail.com
Ключевые слова: герменевтика, понимание, вживание, пред-рассудки, переживание, образование, воспитание, субъективность, интерпретация
Страницы: 117-125

Аннотация >>

В статье проанализированы возможности организации процесса познания с позиции герменевтической методологии, которая представлена не только как искусство понимания текста, но и как универсальный культурно-исторический метод (Ф. Шлейермахер), основанный на понимании, которое возможно как ре­конструкция пред-рассудков автора и читателя (В. фон Дильтей) и как вживание читателя в жизненный мир автора (Г.-Г. Гадамер). Указывается на невозмож­ность ограничения человека в процессе получения истинного знания только ролью познающего субъекта. Сделан вывод о возможности своеобразной интеграции образования и науки в результате применения герменевтического метода, что делает новое знание воспринимаемым не как чуждое и насаждаемое извне, а как самостоятельно полученное и пережитое.



16.
РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СЕРТИФИКАТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.Я. Гарафутдинова
Институт непрерывного профессионального образования, Омский государственный педагогический университет, 644099, г. Омск, набережная им. Тухачевского, д. 14
natali_27omsk@mail.ru
Ключевые слова: государственный именной образовательный сертификат, увольнение военнослужащих, профессиональная переподготовка, дополнительное образование, образовательный эксперимент, министерство обороны, ГИОС
Страницы: 125-129

Аннотация >>

Статья посвящена рассмотрению специфики предоставления некоторым категориям увольняемых военнослужащих дополнительного профессионального образования (реализации программ профессиональной переподготовки) образова­тельными организациями на основе государственных именных образовательных сертификатов, предусмотренных федеральным экспериментом. Данный образо­вательный эксперимент проводится в 2012-2014 годах в отношении Министер­ства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по делам граж­данской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. Автором раскрыто понятие государственного именного образовательного сертификата, описан алгоритм выдачи, возмещения материальных затрат при обучении, пред­ставлен опыт Омского государственного педагогического университета в дан­ной сфере.



17.
СЕТЕВОЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

С.В. Колядко
Российский государственный университет им. А. И. Герцена, 191023, Санкт-Петербург, Караванная 5-28
svkol012@yandex.ru
Ключевые слова: информатизация образования, информационно-коммуникационная предметная среда, информационно-коммуникационные технологии, сетевой интерактивный учебно-методический комплекс, информационно-методическое обеспечение, самостоятельная работа студентов
Страницы: 129-137

Аннотация >>

В статье рассматриваются вопросы интеллектуализации самостоятельной работы студентов посредством интеграции информационных и коммуникацион­ных технологий. Автор подчеркивает, что одним из оптимальных средств такой интеграции является информационно-коммуникационная предметная среда, обе­спечивающая благодаря комплексному использованию сетевых инструменталь­ных средств развитие информационной культуры, приобретение навыков дея­тельностного самоанализа и самоконтроля, творческое саморазвитие, а также формирование адекватной самооценки в процессе решения познавательных про­фессионально-ориентированных задач.



18.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Н.П. Карамышев
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса», 656019, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Островского, 14-507
uzelsviazi@mail.ru
Ключевые слова: научно-образовательное пространство, сельское хозяйство, образовательный процесс, агропромышленный комплекс, инновационная система, компетентностный подход, социальное партнерство, развитие сельских территорий
Страницы: 137-142

Аннотация >>

Автор анализирует содержание и смыслы научно-образовательного про­странства региона как элемент повышения эффективности агропромышленно­го комплекса. В статье исследована специфика образовательного пространства региона в сфере агропромышленного комплекса, а также развитие образования в системе сельского хозяйства региона. Таким образом, в статье обоснована роль научно-образовательного пространства региона как элемента повышения эффек­тивности агропромышленного комплекса.



19.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ В СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РК

М.Д. Тинасилов, А.Р. Уркумбаева
Казахский национальный технический университет, 050059, г. Алматы, ул. Хаджи-Мукана, д. 8, к. 36
tinassilov@mail.ru, u.assiya@mail.ru
Ключевые слова: модель интеграции, эффекты обучения региональной интеграции, научно-технический прогресс среди стран-членов Таможенного союза
Страницы: 142-148

Аннотация >>

Статья посвящена исследованию интеграции науки в секторе экономики Республики Казахстан. Авторы, рассматривая теорию развития экономической интеграции стран-участников и их основные направления интеграционных про­цессов, определяют влияния процессов европейской интеграции на региональное развитие интеграции науки в Республике Казахстан, которые должны базиро­ваться на эконометрических моделях, разработанных в рамках «новой экономи­ческой географии». Например, интеграция Республики Казахстан в определенном секторе экономики, для достижения большего эффекта и контроля они должны формироваться в определенном направлении. В статье авторы раскрывают эф­фективность экономической интеграции науки, определяют опыт их формирова­ния в сфере экономики Казахстана. Одновременно рассмотрена эффективность обучения региональной интеграции стран-членов Таможенного союза.



20.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Г.А. Хонин1, В.В. Семченко2, Г.Г. Левкин1, Ю.С. Гайдученко1, Н.В. Голенкова1
1 Институт ветеринарной медицины и биотехнологии, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, 644122, г. Омск, ул. Октябрьская, 92
2 Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35.К, ОмГУПС
ivm_omgau_gistology@mail.ru, lewkin_gr@mail.ru, Gerorg@inbox.ru
Ключевые слова: педагогический дизайн, педагогическая диагностика, электронные ресурсы, дистанционное обучение
Страницы: 148-156

Аннотация >>

В статье рассмотрены основные подходы к использованию интерактивных методов обучения в вузе. Выявленный, охарактеризованный и обоснованный поря­док использования информационных технологий при проведении аудиторных заня­тий и самостоятельной работы студентов на базе кафедры анатомии, гистоло­гии, физиологии и патологической анатомии аграрного университета позволяет обосновать соотношение влияния на процесс обучения студентов электронных материалов и личности преподавателя; а также обосновать значение электрон­ного представления учебных материалов для организации самостоятельной рабо­ты студентов на примере учебного заведения, направленных на совершенствова­ние личностных и профессиональных качеств студентов.



21.
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ ПАРАДИГМЫ И ВЕКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

И.Г. Комиссарова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, г. Новосибирск, проспект Ак. Лаврентьева, 17
comir777@gmail.com
Ключевые слова: парадокс, парадигма, «кентавр-проблема», ценностные ориентации, социально-экономические факторы, культура, студенческая молодежь, образование
Страницы: 156-167

Аннотация >>

Автор рассматривает парадоксальность в ценностных ориентациях, дей­ствиях студенческой молодежи на основе социально-экономических факторов и усваиваемых культурных установок современного общества, находящих отра­жение в действующей системе образования. Парадокс противоположных выво­дов из аналогичной эмпирической информации, «кентавр-проблема» ценностных ориентаций (транс-ценностей) выражается в эклектическом сочетании прин­ципов альтернативных парадигм: технократической и гуманистической направ­ленности. По результатам исследования показаны выявленные устойчивые со­циальные факторы ценностных ориентаций российских студентов. Основное направление трансформации ценностных ориентаций студенческой молодежи имеет асоциальную направленность, ведет к снижению качества образования.

Социальная и образовательная практика, формирующая позитивные российские ценности, должна стать инновационным стратегическим ориентиром в оздоровлении общества.



22.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.С. Сапелкин, И.А. Жерносенко
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова», 656038, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 46
sapelkinv@gmail.com, iaj2002@mail.ru
Ключевые слова: устойчивое развитие, особо охраняемые природные территории, формирование концепций, место и роль в профессиональном образовании, комплексные дисциплины профессионального образования
Страницы: 167-176

Аннотация >>

Проблемы устойчивого социально-природного развития и особо охраняемых природных территорий в современном знании являются комплексными, междисциплинарными. В профессиональном образовании это ставит проблему формиро­вания не только отраслевых естественнонаучных, гуманитарных и прикладных дисциплин, но и комплексных направлений, которые изучаются в разных блоках профессионального образования и требуют обсуждения на предмет формирования особых - комплексных учебных программ и дисциплин - естественно-гумани­тарного теоретико-прикладного характера.