ЦЕННОСТНО-ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
З.А. Демченко
Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д.17 dza.nw@yandex.ru
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, ценность, ценностно-позитивное отношение, ценностно-ориентировочная (или оценивающая) деятельность, организационная культура, новая образовательная парадигма
Страницы: 54-63 Подраздел: ПОНИМАНИЕ НАУКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА
Аннотация
В ситуации осмысления новой образовательной парадигмы, развития инновационных процессов в вузе, решения проблемы интеграции науки в образование университеты вынуждены пересматривать свое отношение к научно-исследовательской деятельности студентов (будущий потенциал научных и научно-педагогических кадров). Автор видит выход в формировании у студентов ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности студентов. Автором в процессе исследования учитывается, что на современном этапе модернизации отечественного образования, согласующегося с этапом постиндустриального развития, действия педагогической науки и практики должны быть направлены на решение проблемы обновления концептуальных подходов (в плане усиления теории науки) в процессе формирования у субъектов образовательного процесса ценностного (ценностно-позитивного) отношения к данному виду организационной культуры деятельности на основе накопленного исторического опыта и с учетом методологических оснований философской теории ценностей, современного этимологического и эпистемологического анализа ценностей, развития герменевтического смысла современного высшего образования и роли педагогического процесса в развитии данного вида отношения. Исходя из этого, научно-исследовательская деятельность студентов впервые представлена как ценностно-ориентировочная (или оценивающая) деятельность и организационная культура. Исходя из современного эпистемологического анализа ценностей, автором вводится в контекст исследования аксиологическая триада отношений субъекта к научно-исследовательской деятельности: ценностно-пассивное или безразличное (нулевое); ценностно-негативное, нежелательное (отрицательное); ценностно-позитивное, желаемое (положительное), что позволяет обосновать предпосылки и возможности развития ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательская деятельности студентов в образовательном процессе вуза.
|