В«ТРЕТЬЯ МИССИЯ» УНИВЕРСИТЕТА И ПРОЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОНИМАНИЯ НАУКИ: ДОКЛАД БОДМЕРА
Н.В. Головко1,2, Е.А. Рузанкина3, О.В. Зиневич3
1Новосибирский государственный университет, 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 2 golovko@philosophy.nsc.ru 2Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 3Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20 lizaruz@yandex.ru
Ключевые слова: «третья миссия» университета, предпринимательский университет, критическое мышление, естественные науки в школе, общественное понимание науки, У. Бодмер
Страницы: 77-93 Подраздел: ПОНИМАНИЕ НАУКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА
Аннотация
Цель работы — иллюстрация одного из ключевых элементов проекта общественного понимания науки — Доклада Бодмера, — в свете проблемы многообразия интерпретаций «третьей миссии» университета. По сути, Доклад Бодмера является одним из первых в новейшей истории обращений ученых к главам правительств развитых стран и широкой общественности, конструктивно обосновывающим необходимость целенаправленного формирования у граждан научно-ориентированных оснований мировоззрения. Доклад подготовлен в 1985 г. инициативной группой под руководством известного британского ученого У. Бодмера. Кроме аналитического раздела, он содержит ряд практических рекомендаций правительству, представителям масс-медиа, научного, образовательного и бизнес-сообществ, подчеркивая важность понимания науки на том основании, что в ходе всей своей жизни люди по определению вовлечены в процессы принятия решений, которые затрагивают все уровни и стороны жизнедеятельности, и чем лучше люди понимают науку, тем более правильные решения принимают. В этом смысле, идеология Доклада близка к представлениям Ю. Хабермаса о сциентизме и необходимости эпистемологической модернизации общества. Однако, в отличие от идей Ю. Хабермаса, Доклад в значительно большей степени ориентирован на практику реализации отмеченных установок. В частности, большое внимание уделяется структуре школьной образовательной программы, закрепляется необходимость расширения ее естественнонаучной составляющей не только за счет увеличения часов по основным предметам: физике, биологии и химии, но и за счет других научных направлений, например, наук о Земле. Отдельно подчеркивается важность для образования школьников таких предметов, как «Экономика», «Социальный менеджмент» и «Экология», а также необходимость формирования у учащихся определенного понимания статистики, включая понимание идей риска, неопределенности и вариативности естественных и социальных процессов, которые должны быть даны в том числе и в курсе математики. Стоит отметить, что в свое время Доклад вызвал достаточно широкий общественный резонанс, а также послужил идейной платформой основания целого ряда национальных и международных научных, государственных и общественных комитетов, обществ и организаций, поддерживающих идею развития общественного понимания науки, например COPUS в США, SAOE в Великобритании, SIS в Европейском союзе, CPAS в Австралии, SEPUST в Японии и т. д. В статье Доклад рассматривается как значимая часть понимания «третьей миссии» университета — включенности университета в решение важных для общества проблем. Наш тезис заключается в том, что недостаточно понимать «третью миссию» университета исключительно как проблему трансфера технологий. Важность и глубина проблем, затрагивающих современное общество, будь то проблема капитализации знания или проблема формирования научно-ориентированного мировоззрения, заставляют трансформироваться университет и искать новые формы ответа на запросы общества. Проект общественного понимания науки, создание соответствующих кафедр, проведение соответствующих общественных мероприятий, — это еще одна форма реализации «третьей миссии», которая связана с выполнением университетом своей основной общественно значимой функции — научить мыслить самостоятельно и показать важность рационального критического рассуждения.
|