Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.236.228.250
    [SESS_TIME] => 1618110990
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 5c696e348af5ea35b0c60352619d68d3
    [SALE_USER_ID] => 0
    [UNIQUE_KEY] => 176941d5d74a8f7d2fdfcd642cc4f417
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 6

ДИАЛОГ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Тарасова
Сибирский государственный университет путей сообщения, ул. Д. Ковальчук, 191, Новосибирск, Россия, 630049
tarasovaaa@edu.stu.ru
Ключевые слова: диалог, познание, образование, наука, взаимодействие, коммуникация, сверхсложная система, бизнес-сообщество, потребитель, преобразование, dialogue, cognition, education, science, interaction, communication, highly-complicated system, business community, consumer, transformation
Страницы: 49-59
Подраздел: УНИВЕРСИТЕТ, ВЫСШАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СУЩНОСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается существование образовательной системы как особого вида диалога, определяются его участники, способы и последствия их взаимодействия, выделяются основные направления познания универсума с определением роли научного, логизированного, ценностного знания как образовательной основы. Статья включает в себя анализ специфики условий реализации коммуникативных компетенций ученых и педагогов. Так, ученый постоянно находится не только на пересечении нескольких каналов связи (с объектом исследования, научным коллективом, предшественниками и современниками - носителями знаний в его области), но и на пересечении двух миров: ученых и неученых. Современная система образования определяется как открытая, самоорганизующаяся, нелинейно развивающаяся система, элементарными структурными единицами которой (в результате использования метода структурного анализа) можно назвать следующие: «ученый - преподаватель» и «преподаватель - специалист». Далее в терминах коммуникативной теории А. Моля выявляются проблемные места взаимопонимания между этими единицами и возможность их дальнейшего взаимовлияния. Соотношение идейного набора отправителя и идейного набора получателя представляется различными способами: 1) частичным совпадением; 2) совпадением в большой части; 3) отсутствием пересечений; 4) способом, когда набор получателя целиком входит в набор отправителя и ставится вопрос об условиях осуществления «со-бытия» ученого и преподавателя, разрешение которого оказывается невозможным без учета роли третьего участника диалога - бизнес-сообщества. В разрезе таких тенденций, как переход к постиндустриальному обществу и экономике знаний, усиление рыночной ориентации в системе образования и науки, увеличение масштабов культурного взаимодействия, актуализация гражданского образования и т. д., определяются «точки соприкосновения» образования, науки и бизнеса. Методом сопоставительного анализа выделяются параллельные тенденции и общие сферы их взаимодействия: быстрое перераспределение ресурсов в производственной сфере - подготовка разносторонне образованных высококвалифицированных специалистов; внимание к активным, небогатым потребителям - расширение программ стипендиальной и грантовой поддержки; необходимость кооперации на различных уровнях - создание междисциплинарных, межвузовских, международных проектных и исследовательских коллективов и т. д. В заключение приводятся рассуждения о необходимости определенной специализации знаний при одновременном увеличении потребности в освоении универсума в целом, в построении целостной картины мира.

DOI: 10.15372/PHE20150605