Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.236.228.250
    [SESS_TIME] => 1618117185
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 5952ebf1a48bde7545187e708d2d1c6d
    [SALE_USER_ID] => 0
    [UNIQUE_KEY] => dd2cc5d222f263719bd82e1a4638fbc3
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 6

НЕДОСТАТКИ МЕНТАЛИСТСКОГО ПОДХОДА ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СЕМАНТИКИ АНГЛИЙСКОГО ПЕРФЕКТА)

Б.В. Сапрыгин
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
saprygin2007@yandex.ru
Ключевые слова: антиментализм, семантика, значение слова, образцы деятельности, философия языка, Витгенштейн, Патнем, anti-mentalism, semantics, meaning of a word, activity patterns, philosophy of language, Wittgenstein, Putnam
Страницы: 98-108
Подраздел: ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация

При знакомстве с современной лингвистической семантикой обращает на себя внимание то обстоятельство, что объяснение смысловых значений единиц языка зачастую производится с позиций интенционализма и ментализма. Однако объяснение ряда семантических явлений с подобных позиций оказывается невозможным. Это становится заметным при преподавании такой видовременной формы английского глагола, как перфект. В сложностях, связанных с попытками объяснить значение этой грамматической формы, отражается столь важная для философии проблема значения слова. Наличие трудностей с объяснением значения данной грамматической категории наводит на мысль о недостатках самого подхода к объяснению семантики с позиций ментализма. Одним из недостатков традиционных подходов к изложению семантики перфекта является то, что не получает полноценного раскрытия содержание основного значения этой граммматической категории. Для его выявления представляется целесообразным обратиться к диахронически исходному значению этой глагольной формы - тому значению, которое было присуще ей еще до грамматикализации данной, первоначально синтаксической, посессивной конструкции. При анализе семантической эволюции перфекта создается впечатление, что функционирование данной грамматической формы совершается не вполне в соответствии с той ментальной семантикой, которая ему обычно приписывается. В связи с этим обращает на себя внимание семантический подход к объяснению значения слова, обнаруживаемый в трудах представителей современной аналитической философии. Ситуация с английским перфектом напоминает то, что упомянутые авторы говорят об антименталистском задании значения слова. Современные носители английского языка употребляют перфект в соответствии с нементальными образцами, усвоенными ими в ходе социально обусловленной практики, в которых до известной степени отражается значение той первоначальной посессивной конструкции, из которой впоследствии и развился современный перфект. При этом ментальное значение, возникающее в сознании человека, по-видимому, не в полной мере отражает «объективное» значение этой грамматической категории. Изложенные выше рассуждения имеют последствия для философии сознания и языка. Даже если мы не готовы полностью отказаться от менталистских представлений, мы все равно вынуждены согласиться, что существенную роль в деятельности человека играют также и механизмы, которые условно можно назвать бихевиористскими или функционалистскими.

DOI: 10.15372/PHE20150610