Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.192.247.144
    [SESS_TIME] => 1711722109
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 25e148512fab04e74c1a0f7a3673e304
    [UNIQUE_KEY] => 4e4a03b4213779a5c7fb59903704f6d5
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 6

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ НАПОЛНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В.И. Варющенко, О.В. Гайкова
МБОУ СОШ № 26, ул. Олеко Дундича, 1/1, Новосибирск, Россия, 630110
varvic47@mail.ru
Ключевые слова: альтернативные концепции, историографическая версия, дискурс, критическая дискуссия, легитимность, научность, плюрализм, alternative concepts, historiographic version, discourse, critical discussion, legitimacy, scientific character, pluralism
Страницы: 189-199
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Аннотация

Статья акцентирует внимание работников системы образования на одном из возможных инновационных путей модернизации современного исторического образования. Историография является обязательным элементом содержания исторического образования, включая в себя совокупность исторических исследований, относящихся к какой-либо проблеме. Поэтому требуется профессиональное рассмотрение теоретических и эмпирических уровней исторического знания для углубления компетентности учителя в сфере гносеологии. Авторы анализируют воздействие философско-мировоззренческих течений на историческое исследование. Именно своеобразное влияние философско-мировоззренческих течений на познание, их воздействие на историческое исследование через выбор исследовательских приоритетов определяет значимость теоретического и практического уровней гносеологии истории. Теоретический уровень, отражая связь современного исторического познания с системой других научных познаний, объясняет наличие дискуссионных вопросов исторической науки самим предметом исследования, множественностью «исторической реальности» в контексте современной теории и практики исторических исследований. Историческое познание имеет конструктивный характер, но это конструирование непроизвольно и определяется «адресом» историка, характеризующим тот или иной познавательный результат его работы: - индивидуальный контекст (историк - не просто продукт своего времени, он - уникальное пересечение социокультурных традиций с индивидуальными особенностями исследовательской деятельности); - социокультурный контекст (историк в своем исследовании накладывает отпечаток на изучаемую реальность, так как всегда воспринимает прошлое с позиции своего времени, сквозь призму современной ему социокультурной среды, оказывающей неизбежное влияние на исследовательскую позицию и понимание событий исторического прошлого). Прагматический уровень познания истории связан с развитием исторического знания, на обновление которого оказывает влияние современная историографическая ситуация, приводящая к переосмыслению «феномена несогласия ученых-историков» по исследуемым ими дискуссионным вопросам исторической науки. Прагматический уровень познания истории связан со стремлением историка к совершенствованию методики познания истории. Этим обусловлена необходимость решения учителями истории в процессе преподавания дискуссионных вопросов исторических наук круга проблем: как историки-профессионалы исследуют интересующие их «дискуссионные вопросы»? каковы уровни их познания и критерии их отбора в содержании исторического исследования? Предлагаемый опыт ученого-историка как субъекта познания и сделанные им выводы могут быть обсуждены широким кругом учителей на понятном им языке, а при его обсуждении и использовании в процессе преподавания дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки сохраняется ценностно-смысловое содержание реальной жизни.

DOI: 10.15372/PHE20150620