Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.135.198.49
    [SESS_TIME] => 1713597726
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 8db9bcfbe1eb8e837a8d6155655e94bd
    [UNIQUE_KEY] => e538fdc7a6c0fab1b3eb717689038cff
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2015 год, номер 4

1.
СЛОВО РЕДАКТОРА


Страницы: 7-8

DOI: 10.15372/PEMW20150401



2.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ КРИЗИСА: СОКРАЩАТЬ ИЛИ НАРАЩИВАТЬ?

О. Н. Смолин
Комитет Государственной Думы по образованию, Москва, Российская Федерация
Страницы: 9-16

DOI: 10.15372/PEMW20150402



3.
О ПРОБЛЕМЕ ГУМАНИЗМА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В.В. Павловский
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет», 660041, г. Красноярск, пр. Мира, 90
valpavlovskiy@mail.ru
Ключевые слова: российская система образования и воспитания, гуманизм, авторское определение гуманизма, авторская трактовка стадий становления гуманизма, частичная гуманизация, формирование личности молодых людей, Russian system of education and upbringing, humanism, author’s definition of humanism, author’s interpretation of stages of humanism, partial humanisation, formation of young personality
Страницы: 17-25

Аннотация >>
Проблема гуманизации российской системы образования и воспитания находится в центре внимания отечественных исследователей в связи с тем, что она имеет огромное значение для настоящего и будущего развития общества. Вместе с тем реформирование, модернизация системы образования в стране оказались весьма противоречивыми и в известной степени разрушительными.Опираясь на классическую работу К. Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года», его концепцию гуманизма, нами дано авторское определение гуманизма, а также зафиксирована авторская трактовка становления рассматриваемого явления от протогуманизма до современной формы - частичного гуманизма и последующих его форм в будущем.На наш взгляд, в современных условиях в настоящее время возможна реализация частичного гуманизма, частичной гуманизации в отечественной системе образования и воспитания, что обусловлено объективными и субъективными факторами.Формирование человеческих, гражданских качеств личности у обучающихся, обеспечение качества образования, оптимальной подготовки профессиональных работников и специалистов с необходимостью предполагает конкретно-историческую гуманизационную составляющую обучения и воспитания.

DOI: 10.15372/ PEMW20150403


4.
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

О.Е. Смирнова
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 630039, г. Новосибирск, ул.Ленинградская, 113
smirnova.olj@yandex.ru
Ключевые слова: управление, самооценка, менеджмент, университет, образование, качество, management, self-assessment, university, education, quality
Страницы: 25-33

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы, связанные с применением высшими учебными заведениями методик конкурсной и диагностической самооценок наряду с традиционными методами оценки качества деятельности. Приводятся основные отличия метода самооценки от процесса измерения показателей качества деятельности, который используется при лицензировании, аккредитации и самообследовании. Особое внимание уделяется анализу применения конкурсной самооценки вузами нашей страны. Предложенная автором комплексная модель совершенствованияиллюстрирует взаимосвязь между различными методами оценки деятельности, позволяядать абитуриентам, партнерам, обществу уверенность в том, что высшее учебное заведение оказывает высококачественные и конкурентоспособные образовательные услуги.

DOI: 10.15372/PEMW20150404


5.
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ

Ю.Д. Овчинников, О.Г. Лызарь
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161
yurij.ovhinnikov@inbox.ru
Ключевые слова: профессиональные и общекультурные компетентности, система работы, семинары, логико-компетентностный подход, профильный предмет, обучение, анализ работы, professional and common cultural competence, work system, seminars, logical competence approach, profile subject, training, performance review
Страницы: 34-41

Аннотация >>
Авторы представляют собственный взгляд на актуальную проблему - работа с компетентностями ввузе и предлагают пути ее решения. Существует проблема понимания и восприятия компетенций преподавателями и студентами, необходимо проследить причинно-следственную связь данной проблемы. Логико-компетентностный подход в работе с компетенциями предполагает выстраивание системной работы. Одним из этапов этой системной работы является развитие информационно-методического и методического направлений. Главным моментом является распространение методов работы с компетентностями, самообразование преподавателей и студентов по ведущим тематическим направлениям,а также установление обратной связи. Семинары имеют свою структуру, проводятся в течение всего учебного года по определенной методической концепции (представлена в статье).Составление сравнительной карты ФГОС3 и ФГОС3+ поможет увидеть проблему объективно и правильно поставить задачу в работе с новыми стандартами. В статье ставится вопрос о возможном развитиикомпетенции в рабочей программе ио том, к чему может привести данный процесс. Накопленный опыт в предмете и с компетенциями по разным специализациям говорит о том, что значимость компетенций в теоретическом и профильном предмете будет различной. Показывается также соотношение теоретического и практического материала при развитии профильного предмета до уровня специалиста с получением подтверждающего документа о теоретических знаниях и практических навыках.Говоря о возможных конечных результатах у будущих специалистов, авторы пришли к выводу, что не всегда инновационные методы в работе специалиста могут обеспечить безопасность государства и здоровья человека, поэтому важным фактором профессиональных компетенций всегда будет человеческий фактор.

DOI: 10.15372/PEMW20150405


6.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИСТИКИ

М.П. Яценко1, Д.С. Черный2
1Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
ymp1957@rambler.ru
2Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган, Российская Федерация
denisb83@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, информационное общество, информация, информационное управление, Globalization, information society, information, information management
Страницы: 42-52

Аннотация >>
Актуальность исследования современных противоречивых процессов глобализации в контексте информатизации обусловлена самим ходом человеческого сообщества, тяготеющего к универсализации. Авторы подчеркивают, что основная направленность определения глобализации через интернационализацию кроется в пропаганде неизбежности ухода с исторической арены суверенных государств. В статье подчеркивается, что для адекватного исследования подобных тенденций современности необходимо различать понятия «глобализм» и «глобализация».Адекватное понимание информационного аспекта глобального управления предполагает использование термина «взаимозависимость», раскрывающего латентную сторону глобальных процессов современности. Авторы констатируют, что глобализм представляет собой совокупность объективного состояния всеобщей связи всех отношений мирового социума, тяготеющего к единому центру. Вместе с тем следует учитывать, что информационная составляющая играет ведущую роль в современном глобализационном давлении, где субъектом выступает Запад, навязывающий посредством СМИ систему вестернистских ценностей всему миру. Обобщение различных концептуальных подходов к современной глобализации позволяет выделить некоторые особенности информационной сущности современного мироустройства. Эпоха постиндустриализма сменяется информационной, поскольку информационная революция создала глобальное информационное пространство, характеризующееся огромными потоками информации, возможностями ее использования, а также гигантским воздействием на все жизненные процессы, сознание и поведение людей. Информационный механизм глобализационного управления выражается, в частности, в апелляции к общественному мнению, которое само выступает предметом разного рода манипуляции.

DOI: 10.15372/PEMW20150406


7.
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.А. Цыцкун
Кубанский государственный университет, Новороссийск, Российская Федерация
tt712472@mail.ru
Ключевые слова: экономическое образование, глобализационные процессы, государство, Economics, globalization processes, the state
Страницы: 53-65

Аннотация >>
В статье анализируется ситуация, которая сложилась в современном экономическом образовании. Автор показывает, что многие проблемы образовательной сферы детерминированы общей неопределенностью, что сложилась в экономике не только России, но и всего мира. В основе подобной политики лежат либеральные концепции «свободного рынка», которая своим вектором направлена на разгосударствление, поскольку образование позиционируется как личное дело обучающегося.В процессе формирования новой модели экономического образования необходимо учитывать, что экономическая наука современной Европы и США в значительной степени заформализована, поскольку изложение теоретических положений перегружено графиками и математическими формулами.Автор обосновывает социальную потребность в выработке нового экономического образования, котораяобусловлена интенсификацией глобализационных процессов в современном мире, в стороне от которых не осталась и Российская Федерация. Тем не менее российские ученые должны в максимальной степени учитывать отечественный опыт хозяйствования, а также актуализировать уникальные теоретические труды российских мыслителей.Нерешенность социально-экономических проблем современного российского государства делает все более актуальной проблему выработки нового экономического образования, которое в максимальной степени учитывало бы особенности нашей истории и современного бытия.

DOI: 10.15372/PEMW20150407


8.
ВНУТРИВУЗОВСКИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Л.М. Струминская
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация
strumlya@mail.ru
Ключевые слова: качество образования, организация мониторинга, критерии мониторинга, оценка деятельности вуза, рейтинг, quality of education, organization of monitoring, monitoring criteria, university assessment, rating
Страницы: 65-75

Аннотация >>
Для эффективного управления качеством образования необходимо систематическое информационное обеспечение, функцию которого выполняет мониторинг.Мониторинги образовательных учреждений проводятся на различных уровнях, самый обширный мониторинг - на уровне вуза. Под мониторингом понимается процесс непрерывного научнообоснованного отслеживания изменений в научно-образовательной деятельности вуза с целью включения результатов наблюдений в управление вузом.Смысл мониторинга заключается в том, чтобы систематизировать разрозненную информацию, получить конкретную картину изменений, происходящих в деятельности вуза в определенный момент времени, и на основе полученных данных предвидеть возможные пути, направленные на поддержку и развитие положительных изменений и на торможение нежелательных. Результаты, полученные на различных уровнях мониторинга, анализируются и служат основой для принятия управленческих решений, связанных с изменением содержания учебного процесса и его оснащения.Для того чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, он должен быть организован. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга. В данной работе рассмотрен мониторинг качества в системе высшего образования на уровне вуза. В статье кратко представлен внешний мониторинг, нормативно закрепленный Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». Большая часть работы посвящена внутреннему мониторингу образовательной среды, методологически разработанному на сегодняшний день недостаточно полно. Внутривузовская образовательная среда состоит из взаимосвязанных структурных компонентов, и это характеризует ее как систему. Поэтому внутривузовский мониторинг также является системой, структуру которойобразуют взаимосвязанные элементы. В частности, это цель и задачи проведения, объекты отслеживания, субъекты организации и осуществления мониторинга, комплекс критериев и показателей оценок.Сюда же входят методы сбора информации, взаимодействие которых обеспечивает осуществление мониторинговых замеров.В работе не рассматривается мониторинг в системе «преподаватель - студент».

DOI: 10.15372/PEMW20150408


9.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Л.В. Шокорова
Алтайский государственный университет, Барнаул, Российская Федерация
Larazmei@mail.ru
Ключевые слова: народное традиционное искусство, художественное образование, модернизация, образовательные стандарты, folk art, art education, modernization, educational standards
Страницы: 76-85

Аннотация >>
В статье рассматривается содержание образования в области традиционного декоративно-прикладного искусства как ведущего компонента в процессе эстетико-нравственного воспитания подрастающего поколения. Создание механизма устойчивого развития системы художественного образования в сфере народного искусства необходимо для решения следующих задач: общее познавательно-эстетическое просвещение подрастающего поколения; обучение и воспитание специалистов-художников, способных изготавливать высокохудожественные произведения с сохранением национальных традиций; подготовка преподавателей в области народной традиционной культуры. Характеризуется преемственная взаимосвязь содержания образования народному искусству в разных видах образовательных учреждений. На основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, среднего и высшего профессионального образования, а также федеральных государственных требований к дополнительному предпрофессиональному образованию выявляются положительные тенденции, направленные на модернизацию всех аспектов художественного образования. Получение детскими школами искусств и художественными школами статуса предпрофессионального образования, введение Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной образовательной предпрофессиональной программы, разработка стандартов среднего и высшего профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Проводится анализ образовательных программ, используемых в учебном процессе общего и дополнительного образования. Определяются проблемные области, выраженные в слабой подготовленности педагогических кадров в данном направлении, отсутствии квалифицированной подготовки обучающихся к поступлению в средние и высшие образовательные учреждения художественного профиля, несоответствии содержания образовательных программ ведущим задачам образования в области народного декоративно-прикладного искусства.

DOI: 10.15372/PEMW20150409


10.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОТИЗАЦИИ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ

В.И. Кудашов1, М.К. Мосиенко2
1Сибирский федеральный университет, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
vkudashov@mail.ru
2Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 660049, Красноярск, ул. Мира, 3, 88
mmk1100@mail.ru
Ключевые слова: образование, обыденное сознание, наркотизация, наркотик, рефлексия, education, common mind, narcotization, drug, reflection
Страницы: 86-94

Аннотация >>
Сегодня многие общества сталкиваются с проблемой растущего обыденного наркоупотребления. Данная ситуация не является новой проблемой сама по себе, но в условиях современности приобретает новые черты: употребление наркотиков перестало быть маргинальным явлением, на смену ритуальному наркоупотреблению пришло рекреационное. Онтологическим основанием проблемы наркотизации является переживание человеком своей оторванности от мира, которое возникает у человека с освоением структур языка и укоренением субъект-объектного мышления. Образование обладает потенциалом противодействия этой проблеме. Для успешной реализации этого потенциала необходимо понимание причины проблемы наркотизации, а также понимание стратегии ее решения. Основные принципы такой стратегии: создание и трансляция образа альтернативного образа жизни, информирование об общечеловеческом характере опыта столкновения с источником проблемы наркотизации, обязательный медицинский контроль участников системы образования. Авторы проводят философский анализ оснований наркотизации обыденного сознания, а также рассматривают образование как фактор противодействия такой наркотизации. В первой части статьи анализируются внутренние предпосылки к формированию наркотизации, характерные для обыденного сознания. Во второй части статьи выделяются и рассматриваются «малая» и «большая» проблемы наркотизации, оценивается потенциал образования как фактора антинаркотизации в отношении каждой из них. Предлагаются возможные стратегии решения «малой» проблемы наркотизации средствами образования.

DOI: 10.15372/PEMW20150410


11.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ

В.А. Даниленкова
Калининградский государственный технический университет, 236000, г. Калининград, Советский проспект, дом 1
bugakova@klgtu.ru
Ключевые слова: экологическая образовательная среда, стрессоустойчивость, экология образовательного процесса, ecological educational environment, resistance to stress, ecology of educational process
Страницы: 95-103

Аннотация >>
Экологическая образовательная среда технического вуза направлена на повышение стрессоустойчивости студентов через экологию образовательного процесса. Экология образовательного процесса включает содержание, формы, методы, средства и технологии обучения, направленные на повышение стрессоустойчивости студентов, происходящее за счет использования новых интерактивных форм обучения, здоровьесберегающих технологий, сочетание теоретической и практической подготовки студентов. Экологическая образовательная среда технического вуза предполагает сбалансированное решение личностного и поведенческого компонентов стрессоустойчивости студента и проблем сохранения, обеспечения благоприятной экологии образовательного процесса, которая сопряжена с высоким умственным и эмоциональным напряжением студентов.Стрессоустойчивость в условии экологии образовательного процесса обуславливается многими внешними и внутренними факторами, среди которых большую роль играют правильная организация режима учебы и отдыха, здоровый образ жизни студентов, включающий в себя здоровьесберегающие технологии.Исследование предполагало разработку содержания экспериментальной работы, включающие личностный и поведенческий компоненты стрессоустойчивости студентов. Уровни мотивации, информированности, социализации и личностных особенностей определялись по личностному критерию: «высокий», «средний», «низкий», «неудовлетворительный», в процентном выражении. Поведенческий критерий определялся по наличию способов управления поведением студентов, по наличию методов обеспечения и содержания экологии образовательного процесса: «да» и «нет».В ходе эксперимента использовались интерактивные методы и здоровьесберегающие технологии на занятиях по экологии, которые в сочетании с современными информационными технологиями позволяют повысить у студентов уровень информационности, тем самым повысить личностный и поведенческий компоненты стрессоустойчивости студентов.

DOI: 10.15372/PEMW20150411


12.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.О. Романчук
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, 394064, Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54 «А»
veronika.romanchuk@gmail.com
Ключевые слова: интеллектуально-творческий потенциал, курсанты, саморазвитие, психолого-педагогические условия, компоненты, ntellectual-creative potential, cadets, self-development, psychological-pedagogical conditions, components
Страницы: 103-110

Аннотация >>
Статья посвящена раскрытию сущности и механизмов реализации психолого-педагогических условий, направленных на развитие интеллектуально-творческого потенциала курсантов на учебных занятиях по иностранному языку в военном вузе. Данный процесс представлен пятью ключевыми условиями: формированием устойчивых эмоционально-волевых качеств, внутреннего духовно-ценностного стержня курсанта, ориентированного на созидание и творчество; реализацией комплекса методов, форм и средств развития интеллектуально-творческого потенциала курсанта военного вуза при обеспечении ее системности и целостности в процессе иноязычного образования; формированием организационно-педагогической сферы развития интеллектуально-творческого потенциала будущих военных специалистов; единства учебной, научной и воспитательной работы в сфере стимулирования интеллектуально-творческого потенциала деятельности курсанта, построенной на принципах мотивационно-творческой активности, проблемности, интегративности и практической направленности; диалогическим сотворчеством преподавателя и курсанта. Каждый этап реализации психолого-педагогических условий предполагает развитие определенных компонентов интеллектуально-творческого потенциала, который автор рассматривает как интегральное качество личности, представляющее собой совокупность мотивационного, когнитивного, организационно-деятельностного и рефлексивно-оценочного аспектов.Данные аспекты могут быть мобилизованы и приведены в действие для достижения целей как инструментальных, обеспечивающих овладение терминальными ценностями, так и экзистенциальных, предполагающих расширение самих потенций и возможностей самореализации личности. В статье подчеркивается, что развитие интеллектуально-творческого потенциала является раскрытием глубинных резервов личности, обеспечивающим будущему военному специалисту желание и возможность саморазвиваться на протяжении всей своей профессиональной жизнедеятельности.

DOI: 10.15372/PEMW20150412


13.
УЧЕТ МЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ПРИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Н.А. Чуркина
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирск, Россия
nb1467@ngs.ru
Ключевые слова: ментальность, глобализация, адаптация, архетипы, стереотипы, образование, mentality, globalization, adaptation, archetypes, stereotypes, education
Страницы: 110-116

Аннотация >>
В рамках данной статьи рассматривается проблема, которая весьма значима для современного этапа развития сферы образования в условиях глобализации - адаптация иностранных студентов в инокультурной среде. Актуальность данной темы определяется тенденцией интеграции различных культур, которая разворачивается в рамках глобализационного процесса, охватившего за последние десятилетия практически все человечество. Для системы российского высшего образования обучение иностранных студентов представляется приоритетной задачей, так как, по мнению многих исследователей и политиков, увеличение количества иностранных студентов в российских образовательных учреждениях будет способствовать повышению авторитета и значимости России в мире. В работе раскрываются характеристики ментальности человека как проявления глубинных установок коллективного сознания того или иного народа. Однако обучение и адаптация студентов, которые являются носителями самобытной ментальности и культуры, сопряжено со значительными трудностями. Иностранные студенты являются носителями определенной системы ценностей и норм, что обусловливает своеобразный способ мышления и видения мира. Подчас представители различных культур опираются прежде всего на стереотипные представления, которые могут в искаженном виде объяснять явления и процессы окружающей действительности. При этом процесс адаптации к новой культурной системе может переживаться индивидом достаточно болезненно и не всегда быть успешным, что, безусловно, снижает учебный и воспитательный эффект обучения. В связи с этим задача высшей школы заключается в том, чтобы учитывать ментальные особенности иностранных студентов (систему взглядов, ценностей, норм, образцов поведения) и использовать их для повышения эффективности обучения и интеграции иностранных студентов в образовательное пространство России.

DOI: 10/15372/PEMW20150413


14.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Н.Б. Стрекалова
Самарский государственный университет, 443011, Самара, ул. акад. Павлова, 1
snb_05@mail.ru
Ключевые слова: открытая информационно-образовательная среда, управленческая триада, самоуправление, соуправление, средовой подход, субъектно-деятельностный подход, полисубъектный подход, open information-educational environment, management triad, self-management, co-management, environmental approach, polysubject approach
Страницы: 117-123

Аннотация >>
Современное состояние высшего образования характеризуется развитием электронного обучения, переносом учебного процесса в открытую информационно-образовательную среду, увеличением объемов и усилением значимости в профессиональной подготовке самостоятельной работы студентов, актуализацией проблем качества предоставляемых образовательных услуг. В то же время в педагогическом сообществе отмечается ослабление когнитивных способностей студентов и низкий качественный уровень их самостоятельных работ. Выполняемая в основном в открытой информационно-образовательной среде и Интернете самостоятельная работа студентов имеет свою специфику и особенности, учет которых позволит повысить качество ее выполнения. Вместе с тем проблема качества образования перешла в новую фазу - выработки и обеспечения его гарантий, что предполагает управление качеством образования.Детализация управления качеством образования до управления качеством отдельных образовательных процессов переводит решение данной проблемы на уровень преподавателя и студента. Целью исследования является определение педагогических средств, способствующих управлению качеством самостоятельной работы студентов в новых условиях ее выполнения. В статье рассматриваются необходимые для этого виды управления, исходя из особенностей самостоятельной работы студентов: опосредованное педагогическое управление; самоуправление студента своей работой; совместное управление преподавателя и студента. Выделение трех видов управления обусловило поиск для каждого из них методологического подхода, адекватного проблеме исследования и особенностям выполнения самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде. В статье обоснована необходимость применения средового, субъектно-деятельностного и полисубъектного подходов к управлению качеством самостоятельной работы студентов.

DOI: 10.15372/PEMW20150414


15.
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Ю. Валитова, В.А. Стародубцев
Томский политехнический университет, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30
valitova-ey@mail.ru
Ключевые слова: высшее образование, возможности трудоустройства, планирование карьеры, индивидуализация, персонализация, персонификация, профессиональное самоопределение, higher education, employment opportunities, career planning, individualization, personalization, entrepreneurial skills, professional guidance
Страницы: 124-133

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы формирования и развития профессионального самоопределения студентов высшей школы. Проведен анализ и представлены результаты исследований профессионального самоопределения студентов. Предложена гипотеза об условиях формирования и развития профессионального самоопределения студентов вуза в процессе управляемого развития личности. Раскрыто определение понятий индивидуализации и персонализации образовательного пространства. В контексте проблем трудоустройства выпускников обсуждаются организационные и педагогические условия, которые поддерживают профессиональное самоопределение студентов инженерных университетов в рамках индивидуализированного и персонализированного образовательного процесса. Обоснована необходимость системно-деятельностного подхода в формировании и развитии профессионального самоопределения студентов. Особое внимание уделяется созданию модели педагогической поддержки профессионального самоопределения студентов посредством трех связанных между собой дисциплин, входящих в образовательные программы Томского политехнического университета. Рассматриваются результаты социологического исследования персональных личностно-профессиональных характеристик студентов и возможности их развития в образовательной системе вуза. Приведены результаты исследования студентов ТПУ по ряду направлений будущей профессиональной деятельности и спектра их представлений о важности таких компонентов учебного процесса, как получение рабочей профессии, производственной и исследовательской практики и академической подготовки. Статья показывает необходимость обучения студентов технологии развития карьеры в конкретных инженерных профессиях.

DOI: 10.15372/PEMW20150415


16.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Николина1, А.В. Шарина2
1Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород, Российская Федерация
vnikolina@yandex.ru
2Арзамасский коммерческо-технический техникум, Арзамас, Российская Федерация
sharina_10@mail.ru
Ключевые слова: инновационное развитие, предпринимательская активность, процесс, развитие личности, innovative development, entrepreneurship, process, personality development
Страницы: 134-143

Аннотация >>
В статье раскрываются особенности формирования предпринимательской активности студентов среднего профессионального образования как фактора устойчивого экономического развития страны. Дляинновационного рывканужны в массовом количестве люди, сочетающие в себе новаторский профессионализм в конкретной трудовой сфере, управленческие качества и экономическое мышление, т.е. люди, обладающие инновационным сознанием. От выпускников среднего профессионального образования сейчас требуется прикладной профессионализм, психологическая устойчивость, креативность, а главное - способность к самореализации на рынке труда. Авторы делают вывод, что решение данной проблемы ориентирует государство и педагогическую общественность на поиски путей повышения предпринимательской активности населения вообще, и молодежи в частности.Авторами предложена оригинальная модель формирования предпринимательской активности студентов среднего профессионального образования. Под процессом формирования предпринимательской активности понимается управляемый процесс развития личности студента с целью создания у него системы ценностей, знаний и умений в области предпринимательства на основе применения интерактивных методов, форм и средств обучения. Предлагаемая авторами модель формирования предпринимательской активности основана на модернизации процесса и содержания профессионального обучения специалистов с использованием педагогического потенциала предметной экономической подготовки,направленной на формирование предпринимательской активности студентов. В разработанной модели авторы выделили ценностно-целевой, содержательный, процессный, технологический и оценочно-результативный компоненты. Разработанная модель обеспечивает предметную экономическую подготовку и обучает предпринимательскому поведению; задает вектор профессионально-ориентированной экономической подготовки и формирует у студентов качества, присущие предпринимателю.

DOI: 10.15372/PEMW20150416


17.
ГРАНТ КАК ФОРМА ОЦЕНКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

С.С. Цукарев, Ю.А. Быченок
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация
tsukarev44@mail.ru
Ключевые слова: грант, социально ориентированный проект, поэтапный процесс НИРС, мультипликативный эффект, мастер-класс, волонтерство, пенсионер-онлайн, grant, social target project, stage process of students’ research work, multiplier effect, a master class, volunteering, pensioner-online
Страницы: 144-152

Аннотация >>
Целью статьи является анализ проблем организации научной работы среди студентов и поиска формы оценки их научно-исследовательского труда врамкахкафедрального кружка НИРС. Известно,чтосистема НИРС обеспечивает непрерывное участие студентов в научно-исследовательской работе в течение всего периода обучения. Для этого с учетом профессиональной подготовки выпускников на кафедре ГМиЭУосуществляется поэтапноевовлечение студентов в процесс НИРС, построенный в соответствии с логикой учебного процесса и постепенного усложнения выполняемых научных студенческих работ с учетом предстоящих индивидуальных защит выпускных квалификационных и магистерских работ. Однако участие в кружке - дело добровольное и зависиткак от актуальности темы исследования, так и от степени заинтересованности в ней и студента, и научного руководителя.В этой связи написано много публикаций, но все они посвящены либо организации исследовательской деятельности студентов в вузе, либоее методическому обеспечению и отчетности.Считаем, что кроме этого, необходимо дополнительно рассмотреть формы оценок результатов НИРС. В этом смысле авторам импонирует подходнекоторых сибирских вузов, предлагающих разные формы балльных оценок и контроля. Однако стоит заметить, что студенту, конечно, приятно получить нематериальную оценку своего научного труда, но куда гораздо приятнее получить материальное вознаграждение. В этих целяхмы актуальность выбранной темы взвешиваем с ее с востребованностью на региональном рынке заказчиков социальных услуг. Да, подход рыночный, но риск оправдался, третий проект СО НК, по мнению экспертов, оказался социально значимым и получил соответствующий грант. Это стало дополнительным стимулом для студентов - участников проекта и хорошей мотивацией для начинающих исследователей. В статье описаны основные процессы от образования кружка до реализации, разработанного грантовогопроекта.

DOI: 10.15372/PEMW20150417


18.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

И.Г. Комиссарова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация
comir777@gmail.com
Ключевые слова: парадокс, парадигма, В«кентавр-проблемаВ», ценностные ориентации, культура, студенческая молодежь, образование, paradox, paradigm, “centaur-problem”, value orientations, socio-economic factors, culture, student youth, education
Страницы: 153-160

Аннотация >>
Глобальная информатизация и социально-экономические перемены в постиндустриальном обществе привели к ускорению темпов его эволюции, изменениям в общественных отношениях, жизнедеятельности людей, повлекли за собой также институциональные изменения системы образования. Меняются материальные и социокультурные условия, в которых проходит социализация и самоидентификация молодого поколения. В процессе общественной трансформации изменяются нормы, ценности, социокультурные образцы, в результате чего претерпевают изменение ценностные ориентации молодых людей в самых различных сферах современного российского общества. Молодежь отражает реалии времени и проблемы российского общества, является слепком всего социального пространства. Социальная группа студенческой молодежи стала столь массовой, что может нести в себе проекции, отражать изменения, происходящие в социальной жизни России в целом. В нашем исследовании мы рассматриваем основные социальные факторы, влияющие на формирование и установление трансформированных ценностных ориентаций современной российской студенческой молодежи. Особое внимание обращаем на принципиальные различия двух парадигм - технократической и гуманистической - в интерпретации феноменов противоположных систем ценностных ориентаций по отношению человека (группы людей) к 1. Природе, 2. Другим людям, 3. Труду, а также в психологическом разрезе: 4. Человека к самому себе. В настоящее время социальное пространство ценностных ориентаций современной российской молодежи остро противоречиво и размыто, в основе своей парадоксально. «Кентавр-проблема» проявляется в сознании и поведении студентов как эклектичное соединение альтернативных принципов находящихся в диалектическом единстве гуманистической и технократической парадигм. Выявлены трансфеномены, выражающиеся в противоречивости ценностных ориентаций, названные автором транс-ценностями. Система образования в целом способствует этому. Основное направление трансформации ценностных ориентаций студенческой молодежи в целом имеет асоциальную направленность. При детальном анализе происходящих социальных процессов, явлений, ситуаций и самих научных теорий предлагаются широкие возможности применения метода парадигмального анализа.

DOI: 10.15372/PEMW20150418


19.
ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЧЕРЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАДРОВЫХ СЛУЖБ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

М.В. Мерш
Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса, Барнаул, Российская Федерация
aspirantura.aipk@mail.ru
Ключевые слова: трудовые ресурсы, воспроизводство трудовых ресурсов, кадры, кадровые службы, сельское хозяйство, экономика АПК, экономика сельского хозяйства, human resources, reproduction of labor resources, personnel, personnel departments, agriculture, agribusiness economics, agricultural economics
Страницы: 161-166

Аннотация >>
В статье представлены результаты анкетирования работников кадровых служб сельскохозяйственных организаций Алтайского края с целью выявления особенностей воспроизводства трудовых ресурсов. Рассмотрена существующая деятельность правительства РФ и региональных властей по воспроизводству трудовых ресурсов сельскохозяйственных организаций. В ходе исследования получены выводы, что реализация стратегических задач сельскохозяйственного производства, в том числе и по воспроизводству трудовых ресурсов, неразрывно связана с качественными преобразованиями системы дополнительного профессионального образования и повышением профессионального уровня кадров.

DOI: 10.15372/PEMW20150419


20.
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ДПО КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВ АПК

В.Н. Чижов, Н.А. Рыжкова
Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса, Барнаул, Российская Федерация
aipk-apk@intelbi.ru
Ключевые слова: маркетинговая деятельность, система индивидуального сопровождения, квалификация, эффективность деятельности кадров АПК, marketing, individual support, qualification, efficiency of agribusiness staff
Страницы: 166-170

Аннотация >>
В статье рассматривается роль кадров сельского хозяйства в условиях реализации стратегии импортозамещения. Предъявляются более жесткие требования к руководителям и специалистам сельхозтоваропроизводства. Данные требования ориентированы на высокую квалификацию и особый тип мышления кадров АПК. Проводится связь между эффективностью производства и квалификацией кадров, которая, в свою очередь, зависит от непрерывного образования. В статье кратко описаны элементы маркетингового подхода, использованные для разработки алгоритма системы индивидуального сопровождения.

DOI: 10.15372/PEMW20150420


21.
РОЛЬ ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Е.Г. Жарикова
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Российская Федерация
jarikovalena@mail.ru
Ключевые слова: отраслевое образование, кадровый потенциал, подготовка специалистов, профессиональная компетентность, коммуникативная компетенция, отраслевой образовательный кластер, industry-oriented education, human resources potential, specialists’ training, professional competence, communicative competence, industry-oriented educational cluster
Страницы: 170-179

Аннотация >>
В статье рассмотрены вопросы подготовки специалистов в системе отраслевого образования. Сегодня наиболее распространенной моделью взаимодействия предприятий отрасли и отраслевых университетов является целенаправленная подготовка специалистов для предприятий отрасли при совместной разработке специализированных учебных программ. Новые социально-экономические условия, структурныепреобразования внутрикомпании ОАО «РЖД» приводятк новым требованиям к подготовке специалистов. Отраслевое образование в сфере железнодорожной отрасли должно быть направлено на решение задач, стоящих перед всем транспортным комплексом страны, при этом необходимо учитывать такие факторы, как: 1) соответствие системы транспортного образования настоящим и долгосрочным потребностям транспортной отрасли; 2) роль транспортной отрасли в развитии отраслевого образования; 3) место отраслевого образования в системе профессионального образования в России. Стратегия развития транспортного комплекса России конкретизирует роль транспортной отрасли в отраслевом образовании.Учитывая многоаспектность отраслевого образования, автор представляет структуру отраслевого образования как динамично развивающийся многофункциональный образовательный кластер.В рамках реализации дополнительных программ подготовки специалистов по заказу отрасли в Сибирском государственном университете путей сообщения была сделана попытка соединить существующие сегодня в университете образовательные бизнес-процессы посредством обучения по специальности, организации научно-исследовательской работы студентов и параллельного обучения английскому языку с учетом академической и профессиональной мобильности. При такой организации обучения развитие коммуникативной компетенции становится эффективным средством формирования профессиональной компетентности. Таким образом, развитие отраслевого образования позволяет объединить профессиональное образования с потребностями рынка труда, а также повысить качество подготовки специалистов для отрасли и тем самым повысить конкурентоспособность выпускников транспортного вуза на рынке труда.

DOI: 10.15372/PEMW20150421


22.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В.В. Петров
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: университет, производство фундаментального знания, академическая наука, глобализация, регионализация, university, fundamental knowledge production, fundamental science, globalization, regionalization
Страницы: 180-191

Аннотация >>
Будучи институализированной сферой человеческой деятельности, образование входит в систему исторически сложившихся фундаментальных социальных институтов как устойчивая форма организации общественных отношений, обеспечивающих жизнедеятельность человечества, стабильность и развитие общественной жизни, наследование и преемственность социального и духовного опыта поколений. Пережив кризис рубежа веков, российская университетская система по-прежнему нацелена в первую очередь на трансляцию знаний и подготовку кадров, а не на производство научных исследований. Эти системы включают множество социальных структур и представляют собой разветвленную сеть образовательных, просветительных и других учреждений, которые направлены на воспроизводство атрибутивных для образования общественных отношений, а каждый компонент этого сложного целого имеет свою онтологию. В условиях глобализации в соответствии с мировыми традициями на базе университетских центров происходит не только трансфер технологий, но и производство фундаментального знания. В то же время в российских условиях вузовская наука по объему производимых исследований существенно уступает академической. В данной работе показана необходимость взаимодействия исследовательских учреждений Академии наук и университетских центров для производства фундаментального знания, рассмотрена возможность такого взаимодействия с учетом региональной специфики.

DOI: 10.15372/PEMW20150422


23.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА: НА РАСПУТЬЕ

Я.С. Турбовской
ИСРО РАО, Москва, Российская Федерация
jakov@psk-net.ru
Страницы: 192-216

DOI: 10.15372/PEMW20150423