РИСУНОК КАК ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО ПОЗНАНИЯ
К.А. Кравченко, О.В. Шаляпин
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126 kka-78@mail.ru
Ключевые слова: рисунок, познание, практика, художественный образ, абстрактное мышление, drawing, cognition, practice, artistic image, abstract thinking
Страницы: 169-175 Подраздел: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Авторы анализируют специфику процесса изображения с натуры, включающего в себя наблюдение натуры на основе психических познавательных процессов, систему постановки учебно-познавательных задач и саму изобразительную деятельность. Эти составляющие постепенно формируют у студента компоненты познавательного процесса, которые в дальнейшем преобразуются в его профессиональные качества. В статье отмечается, что рисунок как форма художественно-образного познания всегда предполагает изучение модели для изображения и накопления определенного материала в процессе изображения. Изображая натуру, художник делает ее объектом своего познания и создает образ этого объекта. При этом изучение модели для изображения формирует у него художественно-образные идеи, которые материализуются в художественных образах. Таким образом, на основании профессиональной специфики изобразительной деятельности можно предположить, что любая система изображения представляет собой метод практического художественно-образного познания окружающего мира, с помощью которого субъект познает в натуре те ее качества и черты (закономерности существования), которые требуются для решения конкретных задач изображения. При этом человек познает действительность не только для того, чтобы освоить, отразить ее объективные стороны, но и для того, чтобы выразить свое эмоциональное отношение к ней. Авторы отмечают, что процесс художественно-образного познания совпадает с направлением развития процесса восприятия: от чувственного, конкретного восприятия через обобщение к постижению сущности явления и проходит в несколько этапов: процесс восприятия предмета, образование в сознании графического образа предмета; выбор изобразительной формы этого представления и практическая реализация его техническими средствами на бумаге.
DOI: 10.15372/PHE20160318 |