Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.230.76.48
    [SESS_TIME] => 1618104641
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 45fb3807c1f804006f5c25603a22ff15
    [SALE_USER_ID] => 0
    [UNIQUE_KEY] => 6ca65142a8acef3e37457b8942c26659
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2017 год, номер 2

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ МАСТЕРОВ

М.В. Соколов, М.С. Соколова
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
maxma64_63@mail.ru
Ключевые слова: народные художественные промыслы, подготовка мастеров, кустарные мастерские, кустарная промышленность, инструкторские школы, folk art crafts, training of masters, handicraft workshops, artisanal industry, instructor school
Страницы: 102-108
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье исследуется специфика подготовки мастеров художественных промыслов в первой трети XX в., продиктованная новой политикой государства. Описывается ее экономическая предпосылка, связанная с тем, что традиционно в средней полосе русского государства кустарные изделия и их изготовление вносили существенную лепту в доход крестьянина. Авторами обращается внимание на то, что промышленный подход с его образцами, системой массового копирования, оказал и отрицательное влияние на художественную сторону выпускаемых изделий. В работе утверждается, что наибольший вред художественным промыслам и развитию декоративно-прикладного искусства был нанесен промышленным отношением к валу выпускаемых изделий, что, в конечном счете, привело в 1930-е гг. к закрытию многих самобытных и интересных кустарных мастерских. На основе исторического анализа подчеркивается, сколь важную роль играло народное искусство в организации кустарной промышленности. В статье раскрываются положительные и отрицательные стороны кустарных мастерских, их перерождение в предприятия народных художественных промыслов. Описываются три уровня системы подготовки художников-кустарей в виде системы учебно-показательных мастерских, инструкторских школ, техникумов и музеев кустарной промышленности; концепция организации инструкторских школ и обязанности, вменяемые им. Авторы приходят к выводу, что инструкторские школы, да и вся система подготовки кадров для народных промыслов явилась прообразом системы подготовки художника-педагога для школы и внешкольных учебных заведений. Инструкторские школы выполняли сегодняшнюю функцию художественных колледжей, художественных школ и в чем-то кружков и факультативов по прикладному искусству. Подчеркивается тот факт, что некоторые отрицательные моменты, которые выявились в работе инструкторских школ, отношение к ним перекочевали в современную систему организации дополнительного образования и ведения занятий по прикладному искусству. В то же время многое из положительного опыта оказалось забытым, хотя может быть с успехом применено при подготовке профессионалов в области современного декоративно-прикладного искусства.

DOI: 10.15372/PHE20170213