Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 35.175.246.88
    [SESS_TIME] => 1711720481
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 549c1bcdc14dddebe859afa81eea1993
    [UNIQUE_KEY] => ca5a1c97a92d5f420c71112dacaacf4b
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ: РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ

В.В. Петров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, 630090. Россия, г. Новосибирск. ул. Николаева, 8
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: социум, образовательная политика, академическая свобода, университетская автономия, наука, образование, университет, society, educational policy, academic freedom, university autonomy, science, education, university
Страницы: 34-46
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. В условиях современных социокультурных трансформаций под влиянием глобализации отчетливо проявляется конвергенция национальных образовательных систем, что выражается в стремлении государства привести организацию отечественных науки и образования в соответствие с общемировыми трендами. Проблема, рассматриваемая в статье, может быть сформулирована следующим образом: с одной стороны, государственная политика в сфере науки и образования предусматривает обеспечение ключевых общесистемных изменений, в рамках которых действует новый организационно-экономический механизм, теоретически позволяющий произвести реструктуризацию системы в соответствии с наиболее успешными западными моделями развития, а с другой - заявленная цель многочисленных преобразований, а именно: максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ - пока не достигается. Методология и методика исследования. В статье проведен ретроспективный анализ изменений структуры, формы и методов французской высшей школы, которой удалось успешно адаптировать «изначально чуждую» англо-американскую модель двухуровневой системы высшего образования, что позволило значительно увеличить количество студентов и существенно повысить рейтинг собственных университетов в мировом научно-образовательном пространстве. Результаты исследования. Проведенный анализ позволил выявить шаги, которые привели к возрастанию академической свободы и создали предпосылки для усиления связей университетов с другими социальными институтами, что способствовало реальному повышению автономии университетов, привело к развитию межинституционального сотрудничества, крупномасштабной студенческой и академической мобильности, разработке совместных программ обучения, а также к расширению практической подготовки студентов и интенсификации научных исследований. В результате сопоставления процессов модернизации французской и российской высшей школы при схожих целях, задачах и механизмах реформ показано, что в отечественных условиях такого же прорыва не случилось. Заключение. В качестве одной из ключевых причин обозначен тот факт, что отечественные реформы, в отличие от французской модели, переводят понятия академических свобод и университетской автономии из интеллектуальной плоскости в экономическую, несмотря на сопротивление академического сообщества. Сделан вывод о том, что если окажется возможным обойти такие ограничения, учитывая опыт развития французской высшей школы, то это может способствовать не только повышению конкурентоспособности национальных университетов на глобальном рынке образовательных услуг, но и дальнейшему позитивному развитию отечественной научно-образовательной системы.

DOI: 10.15372/PHE20180203