Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.21.231.245
    [SESS_TIME] => 1713938772
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 17a24c587a0a174a58b5caa9a526d430
    [UNIQUE_KEY] => 0481776ff4b88a96fa6f4fd18449acb2
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Всероссийский экономический журнал "ЭКО"

2018 год, номер 8

1.
Время прав и возможностей

В.А. КРЮКОВ
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
Страницы: 4-6
Подраздел: КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Аннотация >>
Вопросы распределения прав и полномочий в рамках внутригосударственного устройства относятся, пожалуй, к числу наиболее сложных (особенно в такой стране, как Россия). На их специфику влияют как история становления и развития государственности, так и географические и культурные особенности территорий. Очевидно, что нет и не может быть универсальных решений, которые работали бы одинаково эффективно в разных исторических, внешнеполитических и, конечно же, экономических условиях и обстоятельствах. Однако некие общие принципы и подходы, на наш взгляд, выделить можно. К их числу, несомненно, относится необходимость целостного (системного) подхода при распределении прав и полномочий по уровням государственной иерархии. Как правило, верхний уровень государственного управления ориентирован на решение общих стратегических задач, тогда как нижестоящие уровни - в регионах, городах и поселениях - на решение жизненно важных вопросов текущей действительности. Эти общие подходы выработаны не одним поколением администраторов и государственных мужей - таких, например, как реформатор граф М. М. Сперанский. Ознакомившись с состоянием и подходами к управлению Сибирью в начале XIX века, он вынужден был констатировать, что «…это были только частные меры», противоречащие его правилу «не делать ничего отрывками». «Он принимал их по необходимости и утешал себя тем, что нужда и закон переменяет (стилистика оригинала). Для края нужны были общие меры, которые касались бы самых оснований его управления»1. Необходимость учета особенностей жизни различных частей пространства Российской империи привело к появлению в свое время земства. На протяжении более чем полувековой истории земства в России (но не в Сибири) были кардинально улучшены условия жизни населения во многих губерниях - построены объекты инфраструктуры, создана основа современной системы образования, развита сеть медицинских учреждений, сформированы центры культуры. При этом вся система опиралась на основополагающий принцип соответствия финансовых возможностей земских учреждений их задачам и функциям. Причем, это правило работало «в обе стороны» - при формировании единиц земского управления учитывался финансовый и экономический потенциал территории. Яркий пример тому - решение, принятое в 1919 г. (в очень короткий двухлетний период существования земства в Сибири) Чрезвычайным енисейским губернским собранием: «Выслушав циркуляр Министерства Внутренних Дел… Постановление Приморской Областной Земской Управы… о докладе члена упомянутой Управы А. А. Меньщикова, препровожденные Енисейской Земской Управе для сведения по вопросу о выделении городов в самостоятельные земские единицы, постановили: вполне соглашаясь с основными доводами А. А. Меньщикова, и принимая во внимание, что выделение городов в самостоятельные земские единицы, не отвечая идее земского самоуправления, в значительной степени сократит источники земских доходов и тем самым затормозит культурно-экономическое развитие деревни, Управа полагает, что предполагаемое выделение городов явится мерой в отношении развития земства крайне вредной, в отношении сельского населения - несправедливой, с государственной же точки зрения - нецелесообразной, о чем и представляет на разрешение чрезвычайного Губернского Земского Собрания»2. Как видно, состав единиц земского управления напрямую зависел от их возможностей - прежде всего, с точки зрения финансирования сфер их ответственности. При этом защита от злоупотреблений в использовании финансов обеспечивалась в значительной мере институтами гражданского общества (в земские собрания входили не только дворяне и землевладельцы, но и торговцы, промышленники, а также представители сельских общин). Современная ситуация в сфере распределения прав и полномочий в системе внутригосударственного устройства и места в ней органов местного самоуправления характеризуется, скорее, лишь декларацией названных принципов. Необходимость достижения и поддержания баланса прав и полномочий на всех ступенях управленческой иерархии и в процессе функционирования административных единиц различного уровня - городов (от миллионников до средних и малых), сельских поселений, общин коренных народов - принимается во внимание в очень редких случаях. Об этом повествует и тематическая подборка настоящего номера «ЭКО». Как, при помощи каких рычагов и процедур принятия решений обеспечить учет всего того разнообразия, которым так богато российское пространство? Наши авторы единодушны в том, что «распределительный федерализм» (или, по меткому выражению академика П. А. Минакира, «указная экономика»3), при котором свыше 70% ресурсов бюджетной системы страны аккумулируются в центре и затем распределяются вниз по вертикали, и неэффективен, и нерезультативен. Цели и ориентиры, задаваемые на самом верху, при их проецировании на уровень регионов и муниципалитетов, не только не способствуют продвижению вперед, но часто лишь искажают картину экономической реальности. Последнее происходит не только из-за сложностей в оценке реального вклада федеральных вливаний в решение проблем экономики и социальной сферы в том или ином регионе или городе, но и по той причине, что в результате формируется неверная система оценок и сигналов для бизнеса и местных сообществ. Авторы номера с сожалением констатируют, что городские власти «располагают очень ограниченными налоговыми доходами, которые находятся полностью в их ведении. Кроме того, доходы от местных налогов практически не зависят от эффективности экономической политики муниципального образования» (статья В. И. Клисторина и Т. В. Сумской). Ключевым вопросом успешного экономического развития является формирование среды, нацеленной на выдвижение, поддержку и реализацию местных инициатив. О том, чего можно достичь в современных условиях при наличии атмосферы гражданского общества на уровне отдельного поселения, рассказывается на примере Кольцово, одного из поселений-спутников г. Новосибирска (см. интервью Н. Г. Красникова). В целом назрела «…необходимость корректировки государственной политики по отношению к городам в России в сторону децентрализации и дифференциации… потенциал российских городов остается не до конца раскрытым в сравнении с потенциалом городов развитых зарубежных стран» (статья Р. Попова, А. Пузанова и Т. Полиди). Гармоничное развитие пространства страны должно опираться не только и не столько на заданные свыше ориентиры, сколько на меры по раскрытию внутренних ресурсов каждого из ее многочисленных городов и поселений. Раньше это очень хорошо понимали и старались найти подходы, пути и средства для реализации этих возможностей. Дело за малым - переосмысление имеющегося бесценного отечественного опыта и применение его лучших достижений в более динамичных и, вместе с тем, более жестких условиях современного мира.


2.
Контуры новой государственной политики по отношению к городам и городским агломерациям России

Р.А. ПОПОВ1,2, А.С. ПУЗАНОВ1,2, Т.Д. ПОЛИДИ1
1Фонд «Институт экономики города»
popov@urbaneconomics.ru
2НИУ «Высшая школа экономики»
apuzanov@urbaneconomics.ru
Ключевые слова: города, урбанизация, городские агломерации, государственная политика, местное самоуправление, децентрализация, Cities, urbanization, urban agglomeration, state policy, local government, decentralization
Страницы: 7-22
Подраздел: Тема номера: Разрыв не дает уйти в отрыв

Аннотация >>
В статье констатируется необходимость корректировки государственной политики по отношению к городам в России в сторону децентрализации и дифференциации. Предлагаются механизмы, позволяющие повысить самостоятельность крупных городов и городских агломераций, подкрепленные соответствующими расчетами и экспертными оценками. Также внимание уделяется проблемам отсутствия на государственном уровне трактовки понятия городской агломерации и несовершенства статистического учета в разрезе городов.


3.
Бюджетные проблемы крупного города(на примере г. Новосибирска)

В.И. КЛИСТОРИН1,2, Т.В. СУМСКАЯ1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
klistorin@ieie.nsc.ru
2Новосибирский государственный университет
Ключевые слова: бюджет, крупнейшие города, налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления, межбюджетные отношения, финансовые потоки, структура доходов и расходов, Новосибирск, Budget, major cities, tax and non-tax revenues, transfers, intergovernmental fiscal relations, financial flows, revenue and expenditure structure, Novosibirsk
Страницы: 23-33
Подраздел: Тема номера: Разрыв не дает уйти в отрыв

Аннотация >>
В статье обсуждаются факторы и условия, определяющие концентрацию населения и экономической активности в крупнейших городах и агломерациях Российской Федерации. Показано, что наряду с общеизвестными факторами, такими как объемы рынков, более высокое качество рабочей силы, эффекты масштабов, более высокая инновационная активность в результате конкуренции и т.п., в российских условиях важную роль в опережающем развитии крупных городов играет бюджетное устройство и бюджетная политика. На примере г. Новосибирска проведен анализ расходов бюджетной системы РФ на территории города и показано, что расходы собственно городского бюджета не превышают 1/3 общих расходов бюджетной системы на данной территории. Анализ бюджета г. Новосибирска позволил выявить основные тенденции динамики бюджетных показателей. Выполнена оценка структуры бюджета города как с точки зрения его обеспеченности доходами, получаемыми непосредственно на территории, так и с позиций зависимости от средств, передаваемых из регионального бюджета. Кроме того, проанализированы возможности использования бюджетных ресурсов для выявления основных направлений расходования средств на территории г. Новосибирска.


4.
Линия развития наукограда Кольцово: участвуем во всех федеральных программах

Н.Г. КРАСНИКОВ
Администрация рабочего поселка Кольцово, Новосибирская область
Ключевые слова: Кольцово, Николай Красников, Биотехнопарк, наукоград, Koltsovo, Nikolay Krasnikov, Biotech, naukograd
Страницы: 34-43
Подраздел: Тема номера: Разрыв не дает уйти в отрыв

Аннотация >>
Еще 20 лет назад Кольцово был типичным моноотраслевым городом, чье благополучие почти полностью зависело от деятельности государственного центра вирусологии «Вектор». Сегодня он обладает диверсифицированной экономической базой, а по объемам подушевого производства, инвестициям, бюджетной обеспеченности превосходит не только отдельные города, но и многие промышленно развитые регионы РФ. Как произошла эта метаморфоза? Почему рабочий поселок Кольцово не стремится получить статус города? Как конкурирует с близлежащими Новосибирском и Академгородком за трудовые ресурсы? Об этом и о многом другом рассказывает бессменный глава наукограда Кольцово с 1991 г. Н. Г. Красников.


5.
Некоторые экономические последствия изменения возрастной структуры населения России в условиях демографической волны

А.Л. СИНИЦА
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
sinitsa@econ.msu.ru
Ключевые слова: возрастная структура населения, экономическое развитие, демографическая волна, основные социально-экономические группы населения, демографический прогноз, Age distribution of population, economic development, demographic wave, main socio- economic groups of population, demographic forecast
Страницы: 44-62
Подраздел: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ

Аннотация >>
Происходящие изменения соотношения основных социально-экономических групп населения в России (в трудоспособном возрасте, моложе и старше его) неблагоприятно сказываются на экономическом развитии страны. Цель статьи - отразить эти изменения в условиях демографической волны. Для этого используются данные официальной статистики и прогноз изменения численности населения до 2050 г. Анализ показывает, что численность и доля населения в трудоспособном возрасте сократятся, пожилых - возрастет, а детей - может как снизиться, так и возрасти. Это приведет к уменьшению числа занятых и значительному росту занятости пожилых, очень большой демографической нагрузке, снижению как уровня жизни, так и объема внутреннего рынка.


6.
Прогноз научно-технологического развития РФ: реальный или виртуальный инструмент стратегического планирования?

А.В. АЛЕКСЕЕВ
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
avale@mail.ru
Ключевые слова: прогноз, стратегия, сценарии научно-технологического развития, глобальная экономика, рыночный механизм, институты, государственное регулирование, Forecast, strategy, scenario for scientific and technological development, global economy, market mechanism, institutions, state regulation
Страницы: 63-77
Подраздел: МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация >>
В статье рассмотрены теоретико-методологические основы разработки проекта Прогноза научно-технологического развития РФ до 2030 г. Показано, что некритический подход его разработчиков к современным концепциям глобальной экономики размывает понимание долгосрочных интересов развития РФ, особенностей стоящих перед страной вызовов и, соответственно, формирует методологически спорную базу прогноза. Обосновывается вывод о том, что ориентация на достижение тактических (экономических) целей в научно-технической деятельности снижает ценность прогноза как инструмента стратегического планирования. Подчеркивается, что более последовательное использование принципов системного подхода к особенностям научно-технического развития в отраслях экономики как единого народнохозяйственного комплекса - значимый резерв повышения качества прогноза.


7.
Криптовалюты и блокчейн: потенциальные применения в государстве и бизнесе

А.И. ПЕСТУНОВ
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
pestunov@gmail.com
Ключевые слова: криптовалюта, распределенный реестр, блокчейн, биткойн, эфириум, национальная криптовалюта, крипторубль, криптодоллар, токен, финансовая пирамида, ICO, Cryptocurrency, distributed ledger, blockchain, bitcoin, etherium, national cryptocurrency, crypto-ruble, crypto-dollar, token, ponzi scheme, ICO
Страницы: 78-92
Подраздел: ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

Аннотация >>
Криптовалюты и распределенные реестры (блокчейны) в последнее время вызывают повышенный интерес у специалистов самых разных областей. При этом в обществе сформировался некоторый пул регулярно задаваемых вопросов, ответы на которые в полной мере пока не даны. В статье представлена аргументация по некоторым популярным вопросам, связанным с указанной тематикой. Затронуты такие проблемы, как создание национальных криптовалют и использование технологии блокчейн в бизнесе и государственной деятельности. Проанализировано мнение о том, что криптовалюты являются финансовой пирамидой. Кратко рассмотрена конфигурация распределенного реестра биткойн и потенциальное влияние на него гипотетического создания квантового компьютера.


8.
Внешний сектор российской экономики: низкая инвестиционная доходность, вывод капитала

Н.П. ДЕМЕНТЬЕВ
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
dement@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: Банк России, Евростат, платежный баланс, международная инвестиционная позиция, доходность иностранных инвестиций, бегство капитала, Bank of Russia, Eurostat, balance of payments, international investment position, profitability of foreign investment, capital flight
Страницы: 93-112
Подраздел: ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

Аннотация >>
По данным Банка России (БР), на протяжении последних двух десятилетий Россия была крупным чистым кредитором остального мира. Однако чистая задолженность остального мира перед Россией за эти годы практически не увеличилась. В статье дано объяснение этому парадоксу: величины чистого кредитования в официальных платежных балансах (ПБ) России были в значительной степени эфемерными, а некоторые положения в методологии ПБ России - спорными. Исследованы вопросы, связанные с крайне низкой доходностью внешних инвестиций России. Особое внимание уделяется расхождениям Банка России и Евростата в их статистике прямых инвестиций между Россией и Евросоюзом. На основе новейшей статистики, построенной по принципу направленности, показано, что в сравнении с Евростатом Банк России сильно завышает объемы российских прямых инвестиций в ЕС и занижает масштабы нелегального бегства капитала из России. Сделан вывод, что часть средств, проходящих в статистике БР в качестве российских ПИИ в ЕС, расценивается Евростатом как безвозвратно выведенный из России капитал. Оценены масштабы движения российских прямых инвестиций по кругу «Россия → организации специального назначения в ЕС → Россия».


9.
Частное финансирование ГЧП проектов в России: возможности и риски

А.Е. ПАСТУХАНОВ
МГУ им. М. В. Ломоносова
PastuhanovAE@spa.msu.ru
Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, инфраструктурные облигации, концессионные облигации, банковское кредитование, собственные средства, источники финансирования, риски финансирования, государственное участие, Public private partnership, infrastructural bonds, concessionary bonds, bank crediting, internal funds, financial resources, financial risks, state participation
Страницы: 113-132
Подраздел: ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

Аннотация >>
В статье были проанализированы возможности использования собственных средств, банковского кредитования и выпуска инфраструктурных, концессионных облигаций для финансирования ГЧП проектов в России. Полученные результаты свидетельствуют о том, что на сегодняшний день частное финансирование ГЧП проектов затруднено наличием системного кризиса в России, который выражается в отсутствии предложения длинных денег, а также финансовой неустойчивостью частных партнёров и несовершенством законодательной базы. Кроме того, очевидно наличие проблемы неэффективного государственного регулирования инвестиционной деятельности институциональных инвесторов, а также имеет место недостаток механизмов привлечения частных инвестиций, отвечающих требованиям реализации ГЧП проектов. В связи с этим для дальнейшего развития ГЧП в России необходимо принятие мер системного характера, касающихся как проработки законодательства в части определения способов привлечения частного финансирования в различные по масштабам ГЧП проекты, так и принятия экономических решений, способствующих увеличению предложения длинных денег в экономике.


10.
Нюансы образовательного процесса и их значение для реформы высшего образования

С.Н. МИХАЙЛИЧЕНКО
Холмс институт, Брисбен, Австралия
smikhailitchenko@holmes.edu.au
Ключевые слова: реформа высшего образования, структура рынка, несостоятельность рынка, Higher education reform, market structure, market failure
Страницы: 133-147
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируется экономическая структура функций образовательного учреждения с целью выбора оптимального подхода к регулированию и реформе рынка высшего образования. Автор считает, что содержание программ и отдельных предметов, а также написание экзаменационных работ представляют собой естественные монополии, что подразумевает их активное регулирование со стороны государства. Aкадемическое администрирование является олигополией и нуждается лишь в минимальном государственном мониторинге. Непосредственно преподавание проявляeт качества монополистической конкуренции, поэтому оптимизация деятельности этого сектора с целью достижения максимальной общественной пользы может быть предоставленa рыночным силам без вмешательства государства. Предлагаемая реформа позволяет одновременно решить проблемы качества образования и государственного финансирования.


11.
Географические направления и масштабы экспорта сибирских углей

Е.А. ШЕРИН
Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН
egor-sherin@mail.ru
Ключевые слова: угольная промышленность, транспортировка углей, угольные бассейны, экспорт, Сибирь, Coal industry, coal transportation, coal basins, export, Siberia
Страницы: 148-160
Подраздел: РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация >>
В работе проанализированы масштабы экспорта сибирских углей и указаны их страны-импортёры по западному и восточному направлениям. Изложена история вывоза сибирских углей за пределы Сибири. Рассмотрены существующие и потенциальные направления экспорта угля разных бассейнов и месторождений Сибири. Определены объёмы экспорта углей каждого месторождения Сибири по направлениям вывоза. Проанализировано развитие российской транспортной инфраструктуры, используемой для перевозки угля. Исследованы проблемы и сдерживающие факторы экспорта сибирских углей, связанные, прежде всего, с железными дорогами и грузовыми портами, а также возможности их преодоления в виде реконструкции старых и строительства новых железнодорожных веток, альтернативного способа перевозки угольной продукции, увеличения глубины её переработки. Кратко представлены перспективы экспорта сибирских углей.


12.
Анализ рынка труда в сегменте В«управление персоналом»

Р.А. ДОЛЖЕНКО
Уральский государственный экономический университет
rad@usue.ru
Ключевые слова: управление персоналом, рынок труда, профессия, высшее образование, потребности бизнеса в кадрах, специалисты по кадрам, Personnel management, labor market, profession, higher education, demand in employees, HR-specialists
Страницы: 161-179
Подраздел: ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация >>
В статье представлены результаты исследования рынка труда РФ в сегменте «управление персоналом». Проведён анализ состава и структуры этой части рынка, сопоставлены показатели спроса и предложения на нем, выделены проблемы, связанные со сбором информации для подобных исследований по другим сегментам. На базе использования различных данных о текущей представленности специалистов этой профессии на отечественном рынке труда (Росстат, HeadHunter, аналитические расчёты численности, основанные на использовании нормативов) сделаны выводы о том, что результаты оценки численности значительно различаются, в перспективе необходимо создание и использование инструментария, позволяющего добиться сопоставимости оценок. Выделены расхождения в спросе и предложении специалистов по управлению персоналом, в том числе с точки зрения квалификационных требований. Показано, что рынок образовательных услуг не обеспечивает адекватное удовлетворение запросов рынка труда, большая часть специалистов работает не по специальности. С учётом данной ситуации сформулированы рекомендации о возможных направлениях развития рынка труда по профессии «управление персоналом».


13.
О цене В«хлеба и зрелищ», или послесловие к чемпионату мира по футболу в России

А.К. ТУЛОХОНОВ
Байкальский институт природопользования СО РАН
aktulohonov@binm.ru
Ключевые слова: чемпионат мира по футболу, имидж страны, символы России, озеро Байкал, World Cup, image of the country, symbols of Russia, Lake Baikal
Страницы: 180-189
Подраздел: ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Аннотация >>
В статье изложены размышления на тему итогов чемпионата мира по футболу. На фоне ажиотажа чемпионата ушли в тень повседневные проблемы социально-экономического развития. Однако после массовой эйфории должно наступить время подведения итогов «мундиаля», цены «хлеба и зрелищ», имиджа России.