Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 107.21.85.250
    [SESS_TIME] => 1643284398
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => e575fda7a12102541d4f77c8cda72fb9
    [UNIQUE_KEY] => 0a7ca11b33bb0da518493de7fe92b22e
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 4

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЙ

И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
uhova2005@mail.ru
Ключевые слова: аксиология образования, противоречия, парадоксы, философско-социо-антропологический подход, axiology of education, contradictions, paradoxes, philosophical and socio-anthropological approach
Страницы: 103-113
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. Центральная концепция философской аксиологии - это ответ на вопрос «Ради чего?». Отвечая на этот вопрос, аксиология образования стремится понять самое себя в своем пространстве. Подобные ценностные положения приводят к необходимости с аксиологических позиций анализировать закономерности развития или изменения материальных и идеальных объектов и субъектов российского образовательного пространства, которое в современных условиях лишено единой внутренней согласованной линии, что обусловлено случайными процессами противоречивого и парадоксального типов. Методология и методика исследования. Анализ противоречий современного образования и социокультурных реалий осуществляется в логике философско-социо-антропологического подхода, предполагающего осмысление личности как самоценности и социальной реальности как сферы бытия в своем взаимодействии со сферой образования в глобальном и локальном масштабах. Основная методология исследования базируется на диалектическом принципе взаимопереходов противоречивых тенденций в системе образования и парадоксов в социокультурном подходе к пониманию личности и действительности. Результаты исследования. Противоречивость образовательных и общекультурных реалий рассматривается сквозь призму необходимости выработки системных ценностей, поскольку система всегда побеждает проявления персонализма, и сама идеология общества может вырасти из системы ценностей образования. Исходя из этого положения, мы рассматриваем противоречивые отношения между общественным и государственным заказом на образование в становлении и развитии личности, в дилемме: образованный человек и эффективная экономика или взаимоотношение между образованием и бизнесом. Противоречия - в личностном и общественном самосознании, в профессиональных и социальных ролях преподавателей, в несоответствии содержания образования современному уровню развития знаний и особенностям социальной жизни, а также в идее создания мирового образовательного пространства. Заключение. Аксиологический подход - один из ключевых методологических подходов в философии образования, способных выявить остроту противоречий и степень парадоксальности ситуации в образовании и социокультурном пространстве. Наиболее оптимальным в понимании образовательных и общекультурных ценностей оказывается их определение как отношения к осмыслению, оцениванию через общезначимые ценности окружающего мира сообществ, педагогического коллектива, руководителей, общественных групп. Именно такое видение кажется нам наиболее приемлемым для философии образования, поскольку оно открывает возможности для выработки новых образовательных технологий, способных задать импульс для активизации новых социо-антропологических ценностных ориентаций.

DOI: 10.15372/PHE20180410