Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 107.21.85.250
    [SESS_TIME] => 1643279705
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 57b4961d12793a3516d082b8374eac27
    [UNIQUE_KEY] => 1bac7dadf2c6d42b8655a71e42967ab6
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 4

ИНСТИТУТ АСПИРАНТУРЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (часть 1)

А.М. Аблажей
Институт философии и права СО РАН, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8
ablazhey@academ.org
Ключевые слова: аспирант, научный руководитель, вузы, академические институты, реформа, задачи аспирантуры, В«проточная аспирантураВ», диссертация, защита диссертации, post-graduate student, supervisor, universities, academic institutions, reform, tasks of postgraduate schools, В«flowing postgraduate studiesВ», dissertation, dissertation defense
Страницы: 114-126
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. В статье сделана попытка осветить ситуацию в сфере подготовки кадров для науки и высшего образования, которая сложилась к началу 2000-х гг., накануне разработки и начала реализации масштабных реформ в сфере интеллектуального производства. Методология и методика исследования основывались на представлении об аспирантуре как важнейшем элементе системы науки, призванном, с одной стороны, обучить будущего ученого основам научной профессии, с другой - передать ему основные ценности и правила поведения людей науки. Кроме того, особое внимание уделялось описанию внешнего социального контекста, который во многом определял трансформацию института аспирантуры как важнейшего звена системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в первое постсоветское десятилетие. В основе полученных выводов лежали результаты двух исследований: серии фокусированных интервью с научными руководителями аспирантов (2004 г.) и массового опроса самих аспирантов (2005 г.). Результаты исследования cводятся к следующему: 1) значительно изменились цели обучения, когда наряду с желанием посвятить жизнь науке существует стремление избежать призыва в армию, защитить «на всякий случай» диссертацию (может «пригодиться в дальнейшей жизни»), использовать аспирантуру в качестве канала «утечки за рубеж», обеспечить на определенный срок какие-то минимальные материальные и жизненные условия, «оглядеться», подыскать себе приемлемую работу, в том числе вне науки и т. д.; 2) научное сообщество Новосибирского научного центра продолжало поддерживать высокую планку научных требований к молодому пополнению науки, прежде всего, к защищаемым диссертациям; 3) существенная часть экспертов признавала систему «проточной аспирантуры» вполне разумной и продуктивной мерой в специфических условиях, которые сложились в российской науке, в частности в Новосибирском научном центре, в начале 2000-х гг.; 4) основными причинами слабой закрепляемости молодых исследователей в науке были низкая заработная плата и жилищные проблемы, серьезной и самостоятельной проблемой была эмиграция молодых ученых за рубеж; 5) выявлены и описаны основные типы аспирантов - «традиционный ученый», «ученый новой формации», «бизнесмен от науки». Заключение. Сделан вывод, что состояние аспирантуры как важнейшего института подготовки научных кадров не вызывало критического беспокойства. В то же время обращалось внимание на недостаточную «разрешающую способностью» аспирантуры («выполняет свою задачу лишь отчасти»); слабость ориентации на науку части аспирантов; отсталость материально-технической базы исследований; низкий жизненный уровень аспирантов, задержка защиты диссертаций. Особое беспокойство вызывала проблема закрепления молодых ученых в науке.

DOI: 10.15372/PHE20180411