СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ИННОВАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
О.С. Шемелина, Е.С. Быкова
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация olga-shem@yandex.ru
Ключевые слова: инновативность, инновационный потенциал личности, характеристики инновационной личности, социально-психологический тренинг, innovativeness, innovative potential of the individual, characteristics of the innovative personality, socio-psychological training
Страницы: 2814-2822
Аннотация
В статье представлены данные экспериментального исследования, направленного на повышение инновационных качеств у студентов в условиях обучения в вузе, демонстрирующие возможности социально-психологического тренинга как инструмента развития инновационных качеств личности. Объект исследования - характеристики инновационной личности, а предмет исследования - возможности социально-психологического тренинга как инструмента развития инновативности студента в образовательном процессе высшей школы. В результате теоретического анализа авторами было обнаружено расхождение научных представлений о наполнении конструкта «инновативность» личности, несмотря на общность выделения неких черт, свойственных инновационной личности (креативность, коммуникативная компетентность, рефлексивность, склонность к риску, активность, стремление к успеху и т.п.). Авторами предложена программа развития инновационных качеств личности, приведена оценка эффективности программы с применением психологического тестирования и методов математической статистики на выборке, состоявшей из 80 студентов. В результате эксперимента испытуемые из экспериментальной группы стали более любознательными, начали в большей степени связывать возможность достижения успеха с изменениями и проявлением активности, а также воспринимать себя как более творческих людей, у них увеличилось количество предлагаемых идей, их оригинальность и разработанность. Указанные результаты, а также появление значимых различий с преобладанием более высоких значений по исследуемым параметрам «инновативности» у испытуемых из экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, позволяют сделать вывод об эффективности предложенной программы для развития инновационных качеств личности в молодежной среде в процессе обучения в вузе.
DOI: 10.15372/PEMW20190218 |