ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТРУКТУР СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ
Н.Н. Нестерович1, Б.В. Федотов2
1Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация nesterovichn@hotmail.com 2Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация fedotovboris@gmail.com
Ключевые слова: профессиональное образование, когнитивные структуры, познавательный стиль, когнитивная сложность, интегро-диффе- ренцированный подход построения учебного материала, метод графов в педагогике, professional education, cognitive structures, cognitive style, cognitive complexity, inte- gro-differentiated approach to the construction of educational material, method of graphs in pedagogy
Страницы: 2832-2840
Аннотация
В статье поднят вопрос о необходимости многостороннего изучения механизмов формирования и функционирования у студентов когнитивных структур, обеспечивающих освоение ими материала специальных дисциплин. Подчеркивается важность процессов дифференциации и интеграции информации. Тема рассмотрена на примере освоения социально-психологической информации студентами-психологами. Исследовательский материал получен с применением наиболее распространенного варианта техники репертуарных решеток Дж. Келли, где в качестве области элементов выступает ролевой список, а способом дифференциации элементов - вызывание личностных конструктов (personality constructs) методом триад. Выявленные данные показали, что в процессе обучения и освоения профессиональных знаний когнитивная дифференцированность сначала длительное время увеличивается (происходит заучивание множества новых понятий при слабом представлении об их взаимосвязи), а затем уменьшается уже на завершающем этапе, когда включается вектор интеграции. В работе подчеркивается необходимость учета полученных данных в педагогической практике, выработки педагогической стратегии, когда дифференциация категорий и их интеграция идут, перманентно сменяя друг друга. Сопоставлен ряд приемов структурирования учебного материала с позиций педагогики и когнитивной психологии, в которых диалектически должны быть объединены интегративный и дифференцированный подходы. Доказывается эффективность метода когнитивных графов, обеспечивающего грамотное визуальное представление и научно-обоснованный расчет объема информации, представляемой обучающемуся. Последнее обеспечивается за счет укрупнения единиц предъявляемой информации с помощью специальных механизмов свертки, чем достигается эффект расширения объема кратковременной памяти. Ведь за каждой семантической единицей может стоять как отдельное понятие, так и целая теория, представленная основной своей идеей. Обосновывается преимущество позиции, когда на первых этапах информация должна быть дана в обобщенном виде, представляя целостную картину учебного материала, это необходимо для систематизирования новой информации и повышения скорости ее усвоения.
DOI: 10.15372/PEMW20190220 |