ОБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В СОВРЕМЕННЫХ МИРОСИСТЕМНЫХ УСЛОВИЯХ
А.А. Изгарская1,2, М.В. Изгарская2
1Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия aizgarskaya@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия izgarskayam@gmail.com
Ключевые слова: миросистема, система образования, отечественная педагогика, творчество, неравенство, периферизация, "геокультура" (И. Валлерстайн), сравнительное образование, world-system, education system, domestic pedagogy, creativity, inequality, peripheralization, "geoculture" (I. Wallerstein), comparative education
Страницы: 20-36
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме развития человеческого капитала в современной миросистеме и России. Успех общества во многом зависит от того, какие возможности для развития и творческой самореализации есть у его членов. Однако современная миросистема иерархична и неравенство возможностей является одной из характеристик социальных отношений как внутри отдельных обществ, так и в системе в целом. Существующие системы образования отражают это неравенство. Авторы обращают внимание на противоречия развития отечественной системы образования в постсоветский период, задают вопрос об объективных причинах наблюдаемых в ней изменений в сфере реализации задач развития человеческого капитала. Методология и методика исследования. Теоретические разработки миросистемного подхода (И. Валлерстайн) были использованы в качестве методологии исследования. Авторы указывают на преимущества этого подхода в сравнении с теорией модернизации и базовыми, общими постулатами теорий глобализации. Авторы утверждают, что результаты исследований в области сравнительного образования, полученные на основе миросистемного подхода, не противоречат результатам и могут быть дополнены данными теории мировой культуры (Дж. У. Мейер) и теории деколонизации (У. Д. Миньоло, Дж. Керр, Сауза Сантуш Б. ди, К. Беннетт). Результаты исследования. В 1980-е гг. на основе миросистемного подхода было сформировано направление, изучающее проблемы в области сравнительного образования (Р. Ф. Арнов, Т. Дж. Гриффитс, М. Деметер). Авторы статьи осуществляют систематизацию основных положений данного направления, опираясь на идеи И. Валлерстайна о наличии неравенства субъектов в миросистеме, обострении классового конфликта и кризиса современного мироустройства. Используя полученные результаты, авторы описывают ситуацию, сложившуюся в российском образовании. В статье утверждается, что после распада СССР в России формируется система образования, которая отражает и закрепляет как неравенство внутри общества, так и положение российского общества на периферии миросистемы. Заключение. Периферизация российской экономики обусловливает процесс постепенной периферизации российского образования. Заимствование западных образцов образования без их должного финансирования и отказ от отечественных педагогических традиций ведет российскую систему образования не к развитию, а трансформации, ограничивающей становление человеческого капитала до уровня возможностей периферии, а именно: «квалифицированного потребителя», но не «человека-творца».
DOI: 10.15372/PHE20190402 |