КОМПЕТЕНЦИИ ХХI ВЕКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Н.В. Тарасова1, К.В. Тарасова2
1Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия n_v_tarasova@mail.ru 2Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия kvtarasova@mail.ru
Ключевые слова: компетенции XXI в, метапредметные образовательные результаты, оценка, реформа школы, competencies of the XXI century, metasubject educational results, assessment, school reform
Страницы: 94-113
Аннотация
Введение. Исследование основано на сравнительном анализе образовательной политики в части реформирования системы образования в пяти странах: Китайской Народной Республике (КНР), Японии, Сингапуре, Тайване, Южной Корее. Все пять обществ относятся к числу наиболее развитых экономик и, следовательно, одними из первых приняли вызовы XXI в. Все без исключения системы претерпели значительные, существенные и комплексные реформы образования, которые продолжаются и сейчас. Эти страны были выбраны за их подход к школьным реформам: они начинаются с понимания происходящих изменений в обществе, смотрят в будущее и развивают устремления в будущее. Обсуждаются особенности проведенных в последнее десятилетие реформ в области образования в каждой из стран, а также компетенции, которыми должен обладать учащийся, получивший среднее образование для того, чтобы успешно жить и работать в XXI в., новой цифровой эре. Таким образом, реформы образования в рассмотренных странах Азии представляют собой особую «желательную модель» образования, что может представлять особый интерес для российских исследователей. Цель - представить опыт стран Центральной и Восточной Азии в области создания и реализации модели компетенций XXI в. для учащихся ступени основного общего образования. Методология и методика исследования. В основе работы лежат компаративистский и системный подходы, делающие возможным анализ предмета исследования как целостной развивающейся структуры, встроенной в другие системно-структурные теоретические методы: анализ и синтез литературы по проблеме исследования, сопоставление, обобщение, сравнение и систематизация полученных данных. Результаты исследования. На основе анализа современных научных исследований, рамочных, законодательных документов и учебных программ описаны основные формируемые компетенции и навыки у учащихся в процессе обучения в странах Центральной и Восточной Азии. Заключение. Проведенное исследование позволило сделать выводы о модели компетенций XXI в. для учащихся ступени основного общего образования в странах Центральной и Восточной Азии. При этом в каждой из стран внедрение модели потребовало реформирования и значительных изменений в области образования как на институциональном уровне, так и на уровне школ. Проведенное исследование имеет большое теоретическое значение, прежде всего, для руководителей в области образования, а также исследователей и педагогических работников. Анализ опыта зарубежных стран позволяет выбирать наиболее эффективные подходы к школьным реформам и внедрять их с учетом российской действительности.
DOI: 10.15372/PHE20190407 |