ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПЕРСОНАЛИЗМЕ
О.Ю. Порошенко
Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия olgaporo@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая антропология, педагогический персонализм, экзистенциальная педагогика, экзистенциальный персонализм, В«глубиннаяВ» психология, мужество, смысл жизни, pedagogical anthropology, pedagogical personalism, existential pedagogy, existential personalism, В«deepВ» psychology, courage, meaning of life
Страницы: 138-152
Аннотация
Введение. В статье описываются результаты исследования, посвященного проблеме поиска новых концептуальных философско-антропологических подходов для разработки современных педагогических технологий, адекватных «ситуации человека» в современном мире. Необходимость исследования и описания новых фундаментальных оснований в современной педагогической антропологии как разделе гуманитарного знания связана с нарастанием глубинных социально-психологических проблем личности и общества в эпоху глобализации. Методология и методика исследования. Существующие на сегодняшний день рационально-индивидуалистическая и социально-коллективистская парадигмы в гуманитарной науке, в частности педагогике, не решают глубинных экзистенциальных проблем, связанных с раскрытием «внутреннего мира» современной личности как на Западе, так и в России. Однако разработанные в XX в. концепции экзистенциализма и персонализма могут быть применены для решения современных задач в рамках педагогической антропологии. Результаты исследования. В результате исследования определена предметная область экзистенциального подхода в педагогическом персонализме, в рамках которого можно обсуждать смену идеологии фрагментарного индивида общества потребления на новые перспективы идеологии целостной личности общества знания. Заключение. На основе анализа концепций экзистенциальной феноменологии и логотерапии в статье делается вывод о том, что в рамках экзистенциальной версии педагогического персонализма в современной российской педагогике можно расширить и дополнить технологии мыследеятельностного и системного подходов так называемым «пятым измерением» - измерением глубины внутреннего мира личности с такими характеристиками, как уникальность, субъективность, смыслополагание, целостность с целью формирования «многомерной личности», способной противостоять «вызовам» современного техногенного общества и индивидуалистской культуры.
DOI: 10.15372/PHE20190410 |