Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.137.221.163
    [SESS_TIME] => 1714128447
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => a376fc2d4d49fde1e2517c00ef74d96f
    [UNIQUE_KEY] => 49666c31e82bf63294a1235318e630e0
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 3

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА: ВЕКТОР ОТТОКА

В.В. Петров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: научно-образовательный потенциал, исследовательский университет, рынок труда, подготовка научных кадров, scientific and educational potential, research university, labor market, training of scientific personnel
Страницы: 141-152

Аннотация

Введение. Вхождение России в мировое научно-образовательное пространство сопровождается взаимопересечением потенциалов различных социальных систем. Вектор общественного развития во многом определяется уровнем научно-образовательного потенциала, что особенно ярко проявляется в переломные моменты исторического развития социума, когда происходит смена цивилизационных ориентиров. Развитие регионального научного и образовательного потенциала напрямую связано с возможностью привлечения в научно-образовательную сферу высококвалифицированных мотивированных выпускников университетов. В статье показана динамика обновления кадрового потенциала региональных научно-образовательных систем и выявлены факторы, влияющие на формирование приоритетов трудоустройства выпускников исследовательских университетов на региональном рынке труда. Методология и методика исследования. Применяемый автором метод философской концептуализации позволил представить новый уровень анализа формирования регионального научно-образовательного потенциала и преодолеть разрозненность подходов к его исследованию. С помощью социокультурного и социологического подходов осуществлен вторичный анализ данных социологических исследований, направленных на выявление приоритетов трудоустройства выпускников исследовательских университетов. Результаты исследования. Обосновано, что наличие образованной мотивированной молодежи, вовлекаемой в научно-образовательный процесс, является одним из важнейших конкурентных преимуществ развития любых региональных систем. На примере крупного регионального университета, интегрированного в научно-исследовательский центр мирового уровня, показана отрицательная динамика вовлечения молодежи в региональный научно-образовательный сектор. Обращается внимание на то, что происходит отток выпускников научно-исследовательских университетов, одной из основных целей которых является подготовка кадров для фундаментальной науки и образования. Заключение. В результате проведенной работы выявлены основные причины, по которым происходит сокращение количества выпускников университета, готовых заниматься научно-образовательной деятельностью на региональных площадках: серьезное снижение престижа научной деятельности в общественном сознании; невысокое материальное обеспечение молодежи в регионах на начальном этапе научной деятельности; ограниченные социальные условия (социальная инфраструктура, жилищная проблема и др.), при этом отсутствие нормально развитой социальной инфраструктуры может стать следствием высокого уровня географической локализации научно-исследовательских центров.

DOI: 10.15372/PHE20200308