Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.221.15.15
    [SESS_TIME] => 1714143043
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => a36b76455d6b4154f70da33667e383e8
    [UNIQUE_KEY] => b39e7e9310ad66435124ddc5bafd4d26
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 4

МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ИНТЕГРАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

С.А. Мадюкова
Институт философии и права Сибирского отделения российской академии наук, Новосибирск, Россия
sveiv7@mail.ru
Ключевые слова: этнокультура, этнокультурное образование, интеграция, межэтническое сообщество, этнокультурный портрет региона, Тува
Страницы: 65-82

Аннотация

Введение. В статье поднимается вопрос о современном состоянии этнических культур и специфике системы образования как существенно важного современного публичного канала передачи этнокультуры. С помощью системы образования решается обширный пласт проблем этнокультурного развития: формирование позитивной этнокультурной идентичности, определение места локальной этнокультуры в мировой культуре, формирование межкультурного диалога в этноконтактных зонах, реализация экономического потенциала этнокультур и др. В то же время на разных этапах и направлениях образования решаются разные задачи и реализованы содержательно различающиеся цели и механизмы трансляции этнокультуры. Целью статьи является изучение роли системы образования в процессах консолидации межэтнических сообществ России. Методология и методика исследования. В статье использовано теоретическое моделирование с последующей эмпирической верификацией, подкрепленное применением социокультурного подхода для комплексного учета влияния социальных, культурных, экономических, демографических, политических и других процессов на специфику этнокультурного образования в конкретном регионе. Результаты исследования. Зафиксировано понимание этнокультуры как комплексного образования, компонентами которого являются как ценностные ориентации, так и сакральные обряды, а также повседневные социокультурные навыки и опыт (владение родным языком, ведение традиционного хозяйства), прикладное народное творчество и др.; этнокультурное знание и этнокультурная идентичность, формируемая на основе этого знания. Зафиксированы основные компоненты теоретической модели этнокультурного образования: функционально-целевая, институциональная, содержательная и организационная. Осуществлена типологизация форм этнокультурного образования в соответствии с компонентами представленной теоретической модели этнокультурного образования (на примере Республики Тыва). Выделены три основные его формы: первая форма - это этнокультурное образование в школе, в рамках национально-регионального компонента; вторая форма - это получение конкретного декоративно-прикладного или музыкального образования; к третьей форме отнесены курсы повышения квалификации, публичные лекции, научные конференции, олимпиады и т. д. Этнокультурное образование рассматривается как один из ключевых публичных каналов передачи этнокультурной информации. Зафиксирована трансформация содержания связки «образование - этнокультура»: от взаимоисключающего понимания (либо образованный, либо живущий по этнокультурным канонам) к пониманию возможности получения знаний об этнокультуре преимущественно посредством образовательных каналов. Выявлены возможные благоприятные последствия расширения практик использования потенциала этнокультуры для консолидации современных межэтнических сообществ России, а также интеграции этнокультур России в мировое культурное пространство без потери этноспецифичности. Заключение. Сделан вывод, что этнокультурное образование работает на интеграцию межэтнических сообществ России посредством повышения уровня этнокультурной компетентности индивидов, формирования позитивной этнокультурной идентичности и этнопатриотизма, а также обладает потенциалом для формирования этнокультурного диалога на основе знаний о других этнокультурах.

DOI: 10.15372/PHE20200405