|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 44.211.34.178
[SESS_TIME] => 1731226633
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => 214b23b4f249e50a2e8778a62e8d9a95
[UNIQUE_KEY] => cad33d3965be49b2215508f8df7e95e2
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2021 год, номер 1
Б.О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия maierbo@gmail.com
Страницы: 5-6
|
Е.В. Штагер1,2
1Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия elena-shtager@mail.ru 2Политехнический институт, Владивосток, Россия
Ключевые слова: инженерное образование, конвергентный подход, метапредметные результаты обучения, дисциплинарная конвергенция инженерного вуза, междисциплинарность, дисциплина-концентр, метапредметный конструкт, уровни синтеза научного знания
Страницы: 7-22
Аннотация >>
Введение. Организация обучения в инженерном вузе требует применения современных представлений о конвергенции как основополагающей категории создания интегральных образовательных пространств, реализующих междисциплинарный синтез гуманитарного, естественно-научного и технологического знания. Такой подход позволит наиболее эффективно обеспечить достижение метапредметных результатов обучения. Методология и методика исследования. В качестве общенаучной базы использовалась методология системного подхода, позволяющая сформировать универсальную матрицу междисциплинарной интеграции инженерной подготовки. Для организации информационной целостности политехнического знания «включены» методологические функции концепции современной картины мира. Результаты исследования. Раскрыто представление о конвергенции в образовании как методологической основе целостного научного мировоззрения, формирующейся посредством реализации междисциплинарного синтеза научного знания. Показано, что метапредметные результаты обучения рассматриваются в качестве общемировоззренческой интерпретации цели современной образовательной системы. Обоснована значимость конвергентного подхода для педагогической системы инженерного вуза, генетически интегрирующей гуманитарное, естественно-научное и технологическое знание. Представлены авторские результаты исследования специфики общей теории систем при разработке алгоритма комплексного проектирования интегрального образовательного пространства политехнической подготовки. Выявлено общеформирующее основание междисциплинарного взаимодействия - методологическая компетентность. Показано, что метапредметные результаты обучения напрямую коррелируют с представлением о сформированности основ научного мировоззрения как методологических принципов изучения любых процессов и явлений. Представлена процедура модификации содержания учебных предметов и организации процесса усвоения, ориентированная на формирование методологических основ инженерных знаний как основополагающей компоненты метаумений. В качестве системообразующего конструкта выявлена категория «техническая система», организация представления которой в циклах политехнической подготовки позволяет реализовать все формы синтеза научного и предметного знания инженерии. Показано, что технология достижения метапредметных результатов обучения не предполагает перестройки традиционной структуры образовательного процесса, поскольку целеполагание педагогической системы ориентируется в основном на организацию специализированных способов представления учебной информации посредством алгоритмов логического анализа и синтеза фундаментального инженерного знания. Заключение. Конвергентный подход к организации интегрального образовательного пространства инженерного вуза позволяет наиболее эффективно решить проблему формирования представлений о целостности картины мира и принципах работы с ней. Предлагаемый подход к передаче научной и предметной информации обеспечивает реализацию индивидуальной образовательной траектории обучаемого, ориентированную на развитие навыков самообразования как глобального социального заказа.
DOI: 10.15372/PHE20210101 |
Б.В. Сапрыгин
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия saprygin2007@yandex.ru
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, психолингвистика, лингводидактика, семантика, аналитическая философия, антиментализм, концептуальные модели, концептуальная метафора, экспериенциальный реализм, концепт, прототип, когнитивная структура, ментальные репрезентации
Страницы: 23-38
Аннотация >>
Введение. Статья посвящена обсуждению вопроса об использовании достижений когнитивной лингвистики в сфере лингводидактики. При когнитивном подходе к обучению иностранному языку предполагается, что обучающийся осмысливает те ментальные структуры, которые управляют языковым мышлением носителя этого языка, и именно это дает ему возможность овладеть им. Однако возникают вопросы относительно как обоснованности самой когнитивной лингвистики, так и возможности использования ее для целей лингводидактики. Цель статьи - обсудить эти проблемы. Методология и методика исследования. Методологической основой исследования выступают работы ряда представителей аналитической философии, посвященные вопросам сущности познания и формирования научного знания: прежде всего работы аналитических авторов, разрабатывавших свои идеи в духе эпистемологического релятивизма, конвенционализма и антиментализма. Результаты исследования. В статье показывается, как критика ментализма может отразиться на оценке достижений когнитивной лингвистики и повлиять на использование ее выводов в лингводидактике. Обсуждаются критические замечания в адрес когнитивной лингвистики со стороны представителей разных направлений языкознания. Затем высказываются собственные критические замечания с позиции антименталистской философской методологии. Также с позиции антименталистской методологии обсуждается способ применения положений когнитивной лингвистики в сфере лингводидактики. Говорится о том, что ссылка на ментальные репрезентации при разработке и использовании когнитивных моделей в ходе учебного процесса не может считаться научно релевантной, а использование таких моделей не облегчает задачу овладения иностранным языком. Заключение. Делается вывод о том, что когнитивный подход к преподаванию иностранного языка не вполне соответствует своему названию, поскольку не является в достаточной мере когнитивным и не отражает подлинные когнитивные процессы, происходящие в психике человека. Однако этот метод можно использовать в качестве эвристического приема, который мог бы способствовать овладению языком.
DOI: 10.15372/PHE20210102 |
К.К. Бегалинова1, М.С. Ашилова2, А.С. Бегалинов3
1Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан kalima910@mail.ru 2Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Алматы, Казахстан madina.almatytv@mail.ru 3Международный университет информационных технологий, Алматы, Казахстан alibek557@inbox.ru
Ключевые слова: философия образования, опрос, социологическое исследование, пандемия, высшее образование, дистанционное образование, трансформация образования, постковидное образование
Страницы: 39-53
Аннотация >>
Введение. В статье анализируется влияние пандемии коронавируса, которая широко распространилась по всему миру в начале 2020 г., на сферу образования. Отмечается, что она привела к практически полной парализации школ, колледжей и университетов. В фокусе исследования настоящей статьи находятся следующие вопросы: каково самочувствие студентов и как они оценивают качество предоставляемого им высшего образования? Методология и методика исследования. Методологическим основанием выступают теоретический анализ и систематизация положений философской, социологической и педагогической литературы в аспекте объекта настоящего исследования; сравнительно-исторический анализ исследуемой проблемы; изучение официальных материалов, программных документов в сфере системы общего и высшего образования, связанных с современной пандемией коронавируса; форсайт-исследование будущих перспектив образования в «постковидную эпоху» и значимости в этом процессе философии образования. Результаты исследования. Анализ научно-исследовательской литературы последнего времени позволил осознать, что образования, которое было до пандемии, уже не будет никогда. Однако понимания сути образования в научной литературе до сих пор нет. Существуют различные подходы к постковидному образованию, основанные на цифровых технологиях, принципах субъективизма и объективизма природы ценности информационных дистанционных, онлайновых форм обучения. С позиции субъективизма ценность объекта определяет субъект, и в этом случае ценность может трактоваться как чувство. Представители объективизма либо выводят определение ценности цифрового образования из бытия, либо полагают, что ценности обладают ни от чего не зависящей значимостью. В рамках исследования опрошено 200 студентов из различных вузов г. Алматы; проанализирована современная научная литература, посвященная образу «постковидного» образования; выявлены основные тренды дистанционного образования. Заключение. В настоящее время складывается новый тип образования. В статье предпринимается попытка проанализировать степень удовлетворенности студентов, выявить основные проблемные точки в дистанционном образовании их глазами, а также основные тренды сферы образования в постковидную эпоху.
DOI: 10.15372/PHE20210103 |
И.В. Яковлева1, Т.С. Косенко1, Г.Н. Глиос2
1Новосибирской государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия uhova2005@mail.ru 2Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул, Россия gglios@mail.ru
Ключевые слова: дистанционное обучение, инновационные подходы, традиционные подходы, форма и содержание, соотношение, взаимосвязь
Страницы: 54-67
Аннотация >>
Введение. Распространение и возрастание значимости дистанционных форм коммуникации в процессе образования являются временной мерой, обусловленной чрезвычайной ситуацией, неизбежно способствующей внедрению новых методов, функций и форм организации образовательного процесса. С целью поиска целесообразного подхода к новым формам образовательных практик возникает необходимость изучения основ человеческой активности. Приведенный в статье анализ дистанционного образования с точки зрения гуманистических и гуманитарных внутрисистемных представлений позволит обнаружить новые организационно-образовательные механизмы и конструкты. Методология и методика исследования. Гуманистический и гуманитарный подходы к исследованию дистанционных образовательных технологий осуществляются на основе социально-философской методологии. В ходе гуманитарного анализа рассмотрены социально-философские категории, сопровождающие информационные тенденции в образовательном процессе - «форма» и «содержание», «соотношние» и «взаимосвязь». Гуманистическая методология рефлексирует над значимостью для индивида опосредованной коммуникации. Результаты исследования. На основании моделирования гуманистических и гуманитарных проблем (с неизбежностью сопровождающих новые тенденции в образовании) раскрыты философские категории «форма» и «содержание», «соотношние» и «взаимосвязь». Показано, что «форма» и «содержание» как гуманистические категории применительно к профессинализму при опосредованном (дистанционном) обучении утрачивают свое традиционно-рациональное значение, приобретая в когнитивных практиках антиценностный характер. «Соотношние» и «взаимосвязь» как гуманитарные категории отчасти работают на выработку стратегии оптимального и согласованного развития как образования, так и его субъекта. Заключение. Несмотря на неизбежную цифровизацию образовательного процесса необходимо учитывать, что главной задачей образования в традиционном смысле всегда выступает формирование личности, а средства достижения этой цели эволюционировали по мере развития научно-технического прогресса. Следовательно, в условиях цифровизации образования необходимо соразмерное сохранение традиционного содержания и смысла в дистанционном образовании, в новых способах коммуникации. Гуманитарная и гуманистическая рефлексия обнаруживает в этих тенденциях в большей степени процессы не противопоставления, а сочетания и взаимосвязи, что может представлять собой вариант решения временных проблем в обществе и вспомогательных в образовании.
DOI: 10.15372/PHE20210104 |
А.М. Гусев
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия insert159@mail.ru
Ключевые слова: образование, цифровизация, информационные технологии в обучении, этический контекст проблем образования
Страницы: 68-86
Аннотация >>
Введение. Современные вызовы, в частности цифровизация, существенно влияют на систему образования, которая должна модернизироваться исходя из настоящих условий для того, чтобы стать эффективной. Однако, несмотря на большое количество плюсов, такое развитие приводит к обострению ряда этических проблем, например, проблемы оценки этической стороны развития цифровых технологий в образовании. В связи с этим возникает необходимость прогнозирования будущего образования исходя из новых потребностей общества и личности. Методология и методика исследования. Недостаточная изученность особенностей влияния цифровой культуры на образование и социальных последствий ее развития в будущем, необходимость гармонизации природы человека и новых моделей образовательного взаимодействия требуют разработки принципов системного подхода к проблеме исследования. Для анализа социально-философского, социально-педагогического и этического контекста проблем образования нами использовались методы диалектики социального познания. Применяемые в исследовании принципы историзма и системности дополняются структурно-функциональным и социокультурным подходами к изучению феномена цифровизации образовательного пространства. Результаты исследования. Перед современным образованием встает ряд сложных этических проблем, связанных с применением цифровых технологий в образовательном процессе, а также их влиянием на развитие ментально-когнитивных способностей людей. Большинство этих проблем в настоящее время не имеет однозначных решений. Существенным фактом является то, что, с одной стороны, внедрение прорывных технологий в инерционную по своей природе систему образования должно проводиться очень осторожно, а с другой - необходимо понимать их неизбежность и необходимость. В статье существенное внимание уделяется исследованию этических проблем в образовании, обостряющихся в процессе развития цифровых технологий. Заключение. В целом можно сделать вывод, что развитие информационных технологий позволит повысить эффективность образования в будущем, воспитать разносторонне развитых людей, способных непрерывно обучаться и переобучаться на протяжении всей жизни.
DOI: 10.15372/PHE20210105 |
К.В. Щурин1,2
1Белорусский государственный аграрный технический университет, Минск, Беларусь tteng@mail.ru 2Московский государственный областной технологический университет, Минск, Беларусь
Ключевые слова: инженер, технический прогресс, техносфера, коэволюция, синергия, метафизика процесса, инженерное образование
Страницы: 87-103
Аннотация >>
Введение. Постоянно возрастающий объем специальной информации в техносфере и усиливающийся дефицит времени на освоение программ высшего образования обусловливают необходимость повышения избирательности при назначении номенклатуры и объема социально-гуманитарных дисциплин вариативного блока в учебных программах технико-технологических направлений. Номенклатура и содержание таких дисциплин должны быть гармонизированы с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, мотивируя обучающихся к самостоятельному творческому применению полученных знаний. Методология и методика исследования основаны на применении системно-синергетического подхода к анализу и прогнозированию оптимального пути технического прогресса как взаимно интегрированных принципов философского рационализма, экзистенциализма и метафизики. Результаты исследования. Наличие в образовании ряда дидактических фильтров препятствует адекватному восприятию человеком объективной реальности и созданию оптимальной техносферы. Технически ориентированное мировоззрение обусловливает расширенное применение методов логики и метафизики процесса. Современный инженер на уровне подсознания должен обладать умением распознавать и отсеивать неприемлемые варианты решений, своевременно выявляя и учитывая объективные ограничения и локальные требования. Системообразующей дисциплиной в инженерных образовательных программах должна стать «Философия техники», анализирующая многофакторную траекторию технического прогресса и энергично участвующая в формировании оптимальных направлений его развития. Формируясь как дисциплина-катализатор при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, «Философия техники» становится одновременно базовой в блоке «Инженерная философия техники» - «Гуманитарная философия техники» - «Основы инженерного творчества» - «Инноватика». Заключение. «Философия техники» как системная дисциплина стала полноправной частью учебного процесса в сфере высшего технического образования многих высокоразвитых стран. Сформированный и апробированный нами комплекс дисциплин на основе «Философии техники», информационная и дидактическая эффективность которого подтверждена позитивной практикой применения, рекомендуется к внедрению в образовательные программы подготовки специалистов, магистров, аспирантов наукоемких технико-технологических направлений.
DOI: 10.15372/PHE20210106 |
Ю.В. Ванцев
Частное общеобразовательное учреждение школа «Эврика», Самара, Россия gorov63@mail.ru
Ключевые слова: коммуникация в школе, коммуникативная дидактика, концепция общества Н. Лумана, открытое содержание обучения, коммуникативно-продуктивный метод обучения
Страницы: 104-127
Аннотация >>
Введение. Междисциплинарный анализ коммуникативных школьных практик, проведенный с применением теории коммуникации Н. Лумана, позволяет диагностировать блокирование публичной школьной коммуникации как один из системных кодов общего образования. Этот код используется для поддержания в состоянии безотказной работоспособности статусно-ролевой и предметно-центрированной систем школьного обучения и воспитания. Фиктивность самоидентификации личности и социальной интеграции, а также репродуктивный характер учебной деятельности обусловлены постоянными срывами коммуникации и отсутствием доступа к источнику самостоятельности ученика. Этот источник «находится» не во внутренних «структурах личности» (психическая система), а в коммуникации (социальная система), которая устанавливается лишь тогда, когда обнаруживает в сознании членов школьного сообщества благоприятную среду обитания. Методология и методика исследования. В ходе исследования осуществлены теоретическая разработка междисциплинарного контекста проблемы и поиск новых структурных связей между индивидуальным сознанием и коммуникацией (как селекцией информации, ее сообщения и понимания). Условия, защищающие коммуникацию, были обнаружены и гарантированно воссоздаются благодаря многолетнему наблюдению за учениками, коммуницирующими в рамках специальных форм. Эти формы соответствуют теоретической модели идеальной речевой ситуации Ю. Хабермаса и концепции коммуникации Н. Лумана. Результаты исследования. В психологическом плане определяется тождество страха говорить, страха самостоятельно действовать и страха творить. В плане лингвопрагматики свободный диалог требует равенства шансов на высказывание, критику, тематизацию мнений, самовыражение и управление ходом обсуждения, что обеспечивается формальными правилами и их строгим соблюдением всеми участниками. «Естественные» преимущества взрослых (возраст, информированность, опыт и более высокий социальный статус) обязывают их добровольно отказаться от привилегий, дающих им преимущество в дискурсе с учениками, которые из-за заведомо ущемленной позиции предпочитают не коммуницировать с взрослыми в публичной школьной ситуации. Теоретический анализ дидактического контекста эксперимента привел к интересным результатам. Выявлен новый вид содержания образования - социальное содержание. Его открытая (заранее неизвестная педагогу) часть производится коммуникацией. В статье очерчиваются основные особенности нового коммуникативно-продуктивного метода обучения, который может быть использован как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Заключение. Статья ставит ряд новых конкретных вопросов и намечает разнонаправленные междисциплинарные исследования в области философии образования, психологии, социальной психологии (психологии коммуникации), теории образовательных систем и дидактики коммуникации.
DOI: 10.15372/PHE20210107 |
А.В. Говорушенко, Л.Н. Кретова, В.Г. Храпченков
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия govorushenkoaljona@mail.ru
Ключевые слова: адаптация, первокурсники, вуз, мотивация, обучение студентов вуза, учебный процесс
Страницы: 128-142
Аннотация >>
Введение. Успешное обучение студентов-первокурсников во многом зависит не только от наличия общих когнитивных способностей, но и от реализации в образовательном пространстве различных типов адаптации, от умения на начальном этапе обучения правильно распределить колоссальный объем интеллектуальной нагрузки, преодолеть тревожность и неуверенность. Актуализируя «пограничную проблему» адаптации первокурсников к учебному процессу в высшей школе, авторы в центр исследования ставят успешную профессиональную состоятельность студента и реализацию таких образовательных ценностей, как мотивированность к учебному процессу, самостоятельность усвоения знаний, конкурентоспособность на рынке труда и др. Методология и методика исследования. Применен описательный метод различных типов адаптации посредством сбора, обобщения и анализа литературы. Материалом для работы послужили результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе, таких как С. В. Сергеева, О. А. Воскресенская, Е. С. Емельянова, О. А. Вагаева, С. В. Дюмина, Ю. А. Тихонов, А. А. Хазова, С. В. Снадченко и др. Результаты исследования. В статье рассмотрен процесс адаптации, сформулированы основные виды адаптации, с которыми сталкиваются студенты первого курса в процессе обучения. Показаны особое значение академической и педагогической адаптации, их реализация в современном образовательном процессе. Кроме того, выявлено, что существует множество факторов, влияющих на процесс адаптации, таких как отношения с родителями, учебной группой, а также внутренняя мотивация к получению знаний. Заключение. Обобщив данные научных источников, авторы пришли к выводу, что адаптация первокурсников к обучению в вузе является важнейшим фактором успешности дальнейшего обучения и профессиональной реализации студента. Вместе с тем выявлено, что процесс адаптации на первом курсе может осуществляться такими способами, как введение специальных учебных предметов, применение тьюторства, различных анкет, опросников для определения уровня адаптации. Выделены такие методики, как проектная, социальное проектирование, которые способствуют повышению мотивации и успешной профессиональной адаптации.
DOI: 10.15372/PHE20210108 |
Т.В. Мжельская, И.А. Дураков, О.Н. Катионов
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия mzel08@mail.ru
Ключевые слова: педагогика, модель воспитания, археология, ценности, воспитательное воздействие
Страницы: 143-159
Аннотация >>
Введение. Качественная подготовка профессиональных кадров должна сопровождаться реализацией разносторонних воспитательных задач. Их решение особенно актуально для выпускников педагогических вузов, у которых должны быть сформированы соответствующие воспитательно-образовательные компетенции. Проблема сокращения контактных часов работы преподавателя со студентами, перевод части занятий на дистанционную форму и, как следствие, сокращение воспитательного процесса в вузе приводят к тому, что у обучающихся снижается возможность перенимать непосредственный опыт профессионального мастерства у своих наставников. Уникальный опыт преподавателей, успешно работавших в советской педагогической школе, необходимо изучать и применять в вузах, что может способствовать подготовке высокопрофессиональных учителей, поэтому целью настоящей статьи является обобщение идеи по воспитанию студентов-историков доктора исторических наук, профессора ФГБОУ ВО «НГПУ» Т. Н. Троицкой. С ее точки зрения, настоящий преподаватель вуза должен организовывать не только образовательную, но и воспитательную деятельность. Анализируя ее педагогические идеи, их реальное воплощение в процесс воспитания студентов-историков, можно говорить о создании профессором собственной модели воспитания. Методология и методика исследования. В основе исследования лежат идеи философии воспитания, связанные с вопросами формирования воспитательной модели в высшей школе, развития качеств солидарности, нравственности, гражданственности, межличностных отношений, интересов и потребностей индивида в социальной активности. Результаты исследования. Профессиональный педагог Т. Н. Троицкая в процессе многолетней учебно-практической деятельности на основе личного примера смогла реализовать образец педагогической модели воспитания студентов. Изучение воспоминаний учеников Т. Н. Троицкой, личные взаимоотношения авторов статьи позволили сделать вывод, что ее идеи в совокупности составляют вполне сложившуюся модель воспитания будущего педагога: это профессионально-ориентированное развитие в семье, взаимоотношения с родственниками и их ближайшим окружением, умение достигать поставленной цели. Значительным воспитательным потенциалом обладают публикации Т. Н. Троицкой. Изложенные в них воспоминания позволяют сформировать у студентов уважение к старшему поколению, понимание того, через какие трудности ему пришлось пройти и с честью из них выйти. Целенаправленно воспитывая любовь к чтению книг, уважение к культуре других народов, людям с ограниченными возможностями здоровья, преданности делу, педагог одним из главных подходов считает индивидуальный подход с учетом интересов и возможностей каждого. Созданный ею археологический кружок и учебно-практическая деятельность в условиях экспедиции стали благоприятной средой для формирования исследовательских и коммуникативных компетенций будущих педагогов. Заключение. Проанализировав основные педагогические идеи профессора Т. Н. Троицкой, мы приходим к очень важному выводу о ценности личного примера преподавательской деятельности. Только собственная заинтересованность, альтруизм, коллективная жизнедеятельность смогут научить будущих учителей уважать и любить своих учеников, уметь общаться с ними, заряжать их интересом к своему предмету.
DOI: 10.15372/PHE20210109 |
Л.И. Крупина1, Е.И. Баронская2
1ООО "Консалтинговый центр "25 кадр"", Кемерово, Россия yatsuta@yandex.ru 2Кузбасский РЦППМС "Здоровье и развитие личности", Кемерово, Россия
Ключевые слова: категории, мышление, понятие, культурно-исторический подход, единство интеллекта и аффекта, система категорий, категориальная методология, осознанность
Страницы: 160-190
Аннотация >>
Введение. В статье раскрывается сущность познавательного процесса, процессуальных содержательных основ развития познания в форме образования системы научных понятий посредством предельных переходов значений - смыслов - значений. По Л. С. Выготскому, значение слов развивается как по своему строению, так и по той системе познавательных процессов, которые лежат в его основе. Иными словами, с развитием значения слова меняется не только его смысловое, но и его системное строение. Методология и методика исследования. Основанием исследования является категориально-диалектическая методология, средства, соотнесенные с теорией познания, диалектической системой категорий. Методической базой экспериментального исследования парадокса познавательных процессов является авторская «Методика предельных переходов» (Л. И. Крупина). Одной из сторон содержательного проявления этой методики выступает двойной переход «единиц сознания» значений - смыслов - значений в процессе видоизменения «смысловой структуры при ее воплощении в словах» посредством категорий. При этом требуется дифференциация обеих сторон внешней и внутренней речи, осознание их различия и природы каждой из них. Эксперимент, проведенный вне границ классической педагогики, потребовал принципиально иной структуры, где категория одновременно выступала средством и объектом исследования, а также организатором процесса познания субъекта, что обеспечивало результативность двойного перехода: значение - смысл - значение. В исследовании приняли участие 65 учащихся 10-х классов с углубленным изучением физики (гимназии № 1 г. Кемерово). Возраст участников - 15-16 лет. Результаты исследования представлены в форме невербального, самоличного осознанного, произвольного, системного действия субъектов образовательного процесса по формированию и развитию системы научных понятий на материале идеи эволюции принципа относительности как одного из фундаментальных понятий физики. Заключение. В результате теоретического и экспериментального исследования авторам удалось определить сущность парадокса познавательного процесса, потребовавшего для своей элиминации иных условий и средств, способствующих расширению границ классической науки. Научная новизна и теоретическая значимость состоят в выявлении парадокса, определении его внутреннего противоречия, содержания, сопровождающих ограничений классической педагогики, посредством которых невозможно образование и развитие системы научных понятий, различий в представлениях о значениях и смыслах, ответственных за образование научных понятий, и единства целостности нашего сознания как системно-смыслового строения, обеспечивающего всеединство и культурно-исторический опыт человечества.
DOI: 10.15372/PHE20210110 |
|