Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.200.27.215
    [SESS_TIME] => 1713153327
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 37eca3710437af1682539eddb9cb3acb
    [UNIQUE_KEY] => 32f183e60548fdc2e4c3d1737d450e61
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 2

ЦЕННОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОДЕРЖАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.А. Бордонская, Е.А. Игумнова, С.С. Серебрякова
Забайкальский государственный университет, Чита, Россия
gsbordo@yandex.ru
Ключевые слова: аксиологический подход, ценности, культура, воспитательный потенциал, содержание образования, общекультурная составляющая содержания образования, естественно-научное образование, патриотическое воспитание, регионализация образования
Страницы: 5-26

Аннотация

Введение. Актуальность исследования проблемы ценностей и воспитательного потенциала содержания образования детерминирована социокультурной и гуманистической ролью; необходимостью решения дидактических вопросов; отбором и структурированием содержания образования на основе ценностей; взаимосвязью содержания образования и результатов его освоения. Цель исследования - определить воспитательный потенциал предметного обучения на примере естественно-научного образования в целом и содержания патриотического воспитания при обучении естественно-научным предметам в частности. Методология и методика исследования. На основе аксиологического подхода как методологической базы исследования проблемы воспитательного потенциала содержания образования выявлены следующие позиции: ученик как субъект образования; система общекультурных ценностей в образовании; ценностно-смысловые ориентиры и информационно-содержательные основы содержания образования в целом и естественно-научного в частности, включая аспекты патриотического воспитания. Методы исследования: анализ литературы; проектирование и моделирование содержания образования; ретроспективный анализ личной научно-педагогической деятельности. Результаты исследования. При рассмотрении проблем воспитания и обучения ориентиром выступает система общекультурных ценностей: познавательных, эстетических, практических, нравственных. Компоненты содержания образования в их целостности и единстве позволяют соотнести их не только с ценностями, но и с носителями ценностей, которые можно рассматривать как основы содержания образования. Ценностно-смысловое содержание каждого учебного предмета конкретизируется за счет информационно-содержательной составляющей предмета, которая определяет воспитательный потенциал содержания образования. Информационно-содержательная составляющая естественно-научного содержания образования включает следующее: наука и культура; целостность мира и его познания; наука, техника, технологии; человек и его деятельность; наука и культура в развитии. Вариант содержания патриотического воспитания: сопричастность к миру и решению глобальных проблем; природа; решение проблем экологии; история, культура и искусство России; сохранение культурного наследия; достижения отечественной науки и техники; жизнь и творчество великих людей России; решение проблем региона проживания. Заключение. В логике аксиологического подхода обоснованы взаимосвязь общекультурных ценностей, процесса воспитания и обучения, содержания образования; система общекультурных ценностей - ценностно-смысловой ориентир содержания образования в целом и естественно-научного в частности; определены образовательные линии информационно-содержательной составляющей естественно-научного образования, содействующие реализации воспитательного потенциала содержания естественно-научного образования; ценностно-смысловые элементы для реализации воспитательного потенциала естественно-научного образования в контексте патриотического воспитания с учетом региональной специфики.

DOI: 10.15372/PHE20210201
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину