ЦЕННОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОДЕРЖАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.А. Бордонская, Е.А. Игумнова, С.С. Серебрякова
Забайкальский государственный университет, Чита, Россия gsbordo@yandex.ru
Ключевые слова: аксиологический подход, ценности, культура, воспитательный потенциал, содержание образования, общекультурная составляющая содержания образования, естественно-научное образование, патриотическое воспитание, регионализация образования
Страницы: 5-26
Аннотация
Введение. Актуальность исследования проблемы ценностей и воспитательного потенциала содержания образования детерминирована социокультурной и гуманистической ролью; необходимостью решения дидактических вопросов; отбором и структурированием содержания образования на основе ценностей; взаимосвязью содержания образования и результатов его освоения. Цель исследования - определить воспитательный потенциал предметного обучения на примере естественно-научного образования в целом и содержания патриотического воспитания при обучении естественно-научным предметам в частности. Методология и методика исследования. На основе аксиологического подхода как методологической базы исследования проблемы воспитательного потенциала содержания образования выявлены следующие позиции: ученик как субъект образования; система общекультурных ценностей в образовании; ценностно-смысловые ориентиры и информационно-содержательные основы содержания образования в целом и естественно-научного в частности, включая аспекты патриотического воспитания. Методы исследования: анализ литературы; проектирование и моделирование содержания образования; ретроспективный анализ личной научно-педагогической деятельности. Результаты исследования. При рассмотрении проблем воспитания и обучения ориентиром выступает система общекультурных ценностей: познавательных, эстетических, практических, нравственных. Компоненты содержания образования в их целостности и единстве позволяют соотнести их не только с ценностями, но и с носителями ценностей, которые можно рассматривать как основы содержания образования. Ценностно-смысловое содержание каждого учебного предмета конкретизируется за счет информационно-содержательной составляющей предмета, которая определяет воспитательный потенциал содержания образования. Информационно-содержательная составляющая естественно-научного содержания образования включает следующее: наука и культура; целостность мира и его познания; наука, техника, технологии; человек и его деятельность; наука и культура в развитии. Вариант содержания патриотического воспитания: сопричастность к миру и решению глобальных проблем; природа; решение проблем экологии; история, культура и искусство России; сохранение культурного наследия; достижения отечественной науки и техники; жизнь и творчество великих людей России; решение проблем региона проживания. Заключение. В логике аксиологического подхода обоснованы взаимосвязь общекультурных ценностей, процесса воспитания и обучения, содержания образования; система общекультурных ценностей - ценностно-смысловой ориентир содержания образования в целом и естественно-научного в частности; определены образовательные линии информационно-содержательной составляющей естественно-научного образования, содействующие реализации воспитательного потенциала содержания естественно-научного образования; ценностно-смысловые элементы для реализации воспитательного потенциала естественно-научного образования в контексте патриотического воспитания с учетом региональной специфики.
DOI: 10.15372/PHE20210201 |