ВЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ДИНАМИКУ СТУДЕНЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ
С.Г. Горин
Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, Россия sergey.g.gorin@gmail.com
Ключевые слова: трансформация образовательной системы, студенческая субъектность, индивидуальные образовательные траектории, образовательные стандарты, компетентностно-ориентированная модель образования, мотивация выбора профессии
Страницы: 53-64
Аннотация
Введение. Ментальность, ценностные ориентации и другие проявления различных форм студенческой субъектности имеют динамические характеристики, находятся в состоянии постоянного изменения, влияют на качество учебного процесса, поэтому требуют детальной научной разработки. Анализ процессов трансформации студенческой субъектности по мере приобретения ими академического опыта и профессиональных знаний в условиях перманентного реформирования отечественной системы высшего образования обнаруживает такие негативные проявления, как студенческий конформизм, отсутствие интереса к индивидуальным образовательным траекториям, непонимание и неприятие компетентностно-ориентированной образовательной модели. Это обусловлено рядом причин, которые рассматриваются в статье, иногда на уровне постановки проблемы. Методология и методика исследования. В работе использованы традиционные методы социологического исследования (контент-анализ, анкетирование, интервью и др.), а также элементы постнеклассического (синергетического) методологического подхода к анализу деструктивных тенденций в студенческой среде. В качестве эмпирической базы применены данные социологического опроса студентов юридических специальностей в сравнении с мнениями выпускников различных профилей обучения четырех новосибирских и алтайских вузов и трех учебных заведений дополнительного образования, а также экспертные оценки преподавателей высшей школы в Сибирском регионе. Результаты исследования. По мере понимания студентами вузовской специфики и приобретения академического опыта в их среде возрастают такие деструктивные тенденции, как пассивность, конформизм, отстраненность от учебного процесса по причине стандартизации и директивного внедрения компетентностно-ориентированной модели высшего образования, падение интереса к индивидуальным образовательным траекториям и интерактивным формам. В результате ограничения академических свобод нарушаются принципы студентоцентрированного подхода. Студенты к старшим курсам в полной мере так и не становятся субъектами собственного развития. В работе выявлены следующие тенденции трансформации студенческой субъектности: снижение социальной и познавательной активности в учебном процессе, конформизм, неприятие бюрократических тенденций в университетской жизни, отсутствие интереса к индивидуальным образовательным траекториям, но вместе с тем поиск, особенно на старших курсах, источников своего становления и развития в рамках собственного информационно-образовательного пространства, вне родной Альма-матер. Заключение. В рамках студентоцентрированного подхода в современном образовании студенческая субъектность рассматривается как динамическая характеристика и выступает не только как фактор взаимодействия с образовательной средой, но и способ ее преобразования. Включенность студентов в образовательный процесс обусловливается их мировоззренческими установками, ценностными ориентациями, социальными ожиданиями, которые значительно меняются в процессе учебы, подчас в сторону ее деструктивности.
DOI: 10.15372/PHE20210204 |