Формы объективации морально-этических образовательных целей инженерного профиля
А.Н. Дорофеев1,2, Г.В. Букалова3
1Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия adorofeev@hse.ru 2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия 3Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Орел, Россия 57orleya@gmail.com
Ключевые слова: постиндустриальное общество, инженерное образование, педагогическое исследование, метаэтика, структурный состав морально-этических компетенций
Страницы: 77-96
Аннотация
Введение. Развитие постиндустриального общества ведет к интенсификации функционирования всей сферы технического производства. Актуализируются свобода и ответственность производственной деятельности индивидуумов. Становится значимой мало акцентируемая прежде проблема разработки методологического основания морально-этических компетенций выпускника вуза инженерного профиля. Импульсом для решения указанной гуманитарной проблемы послужил результат эмпирического исследования уровня актуальной значимости образовательных целей подготовки выпускников вуза к инженерно-технической деятельности автосервисного профиля. Методология. Обращение к положениям метаэтики (аналитико-философской методологии логического позитивизма и сущностным характеристикам труда), регулирующей этическую сферу образовательных целей с помощью логико-деонтологических установок, требует как дифференцирования морально-этических компетенций инженерного профиля, так и поиска новых информационно-смысловых форм объективации метаэтики. Обсуждение. Выделена группа компетенций, формируемых традиционно в ходе учебных занятий и представляемых к сведению студентов лишь декларативно, без вторжения в их индивидуальный мир. Выявленный на основе результатов исследования высокий уровень актуальности этической сферы современной инженерной подготовки послужил импульсом для разработки методологического ориентира формирования образовательных целей, адекватных потребностям профильной технической сферы производства и общества в целом. Обоснована необходимость дифференциации морально-этических компетенций выпускника вуза когнитивистской и нонкогнитивистской форм объективации, фиксирующих результативность их практического освоения студентами. Структурная сложность практического формирования этих компетенций зависима от многозначности этической проблематики инженерной деятельности. В соответствии с теоретическими представлениями определены деонтологические условия освоения студентами инженерного профиля морально-этических компетенций как образовательных ценностей. Заключение. Прикладной и теоретический уровни исследования позволили: 1) привлечь аналитико-философскую методологию для объективации морально-этических образовательных целей инженерного профиля; 2) разделить морально-этический когнитив по признакам безусловной необходимости и эмпирически относительным регламентируемым особенностями профильной сферы производства; 3) выявить степень актуальности для автообслуживающей сферы производства освоения студентами автотранспортного профиля этических элементов инженерной деятельности.
DOI: 10.15372/PHE20220406 |