Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.97.14.87
    [SESS_TIME] => 1733605054
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 92d8233b4d01d2ead11fa84b95bf8151
    [UNIQUE_KEY] => 469973ea162e23851acdf6111e7238a8
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2022 год, номер 4

Формы объективации морально-этических образовательных целей инженерного профиля

А.Н. Дорофеев1,2, Г.В. Букалова3
1Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия
adorofeev@hse.ru
2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
3Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Орел, Россия
57orleya@gmail.com
Ключевые слова: постиндустриальное общество, инженерное образование, педагогическое исследование, метаэтика, структурный состав морально-этических компетенций
Страницы: 77-96

Аннотация

Введение. Развитие постиндустриального общества ведет к интенсификации функционирования всей сферы технического производства. Актуализируются свобода и ответственность производственной деятельности индивидуумов. Становится значимой мало акцентируемая прежде проблема разработки методологического основания морально-этических компетенций выпускника вуза инженерного профиля. Импульсом для решения указанной гуманитарной проблемы послужил результат эмпирического исследования уровня актуальной значимости образовательных целей подготовки выпускников вуза к инженерно-технической деятельности автосервисного профиля. Методология. Обращение к положениям метаэтики (аналитико-философской методологии логического позитивизма и сущностным характеристикам труда), регулирующей этическую сферу образовательных целей с помощью логико-деонтологических установок, требует как дифференцирования морально-этических компетенций инженерного профиля, так и поиска новых информационно-смысловых форм объективации метаэтики. Обсуждение. Выделена группа компетенций, формируемых традиционно в ходе учебных занятий и представляемых к сведению студентов лишь декларативно, без вторжения в их индивидуальный мир. Выявленный на основе результатов исследования высокий уровень актуальности этической сферы современной инженерной подготовки послужил импульсом для разработки методологического ориентира формирования образовательных целей, адекватных потребностям профильной технической сферы производства и общества в целом. Обоснована необходимость дифференциации морально-этических компетенций выпускника вуза когнитивистской и нонкогнитивистской форм объективации, фиксирующих результативность их практического освоения студентами. Структурная сложность практического формирования этих компетенций зависима от многозначности этической проблематики инженерной деятельности. В соответствии с теоретическими представлениями определены деонтологические условия освоения студентами инженерного профиля морально-этических компетенций как образовательных ценностей. Заключение. Прикладной и теоретический уровни исследования позволили: 1) привлечь аналитико-философскую методологию для объективации морально-этических образовательных целей инженерного профиля; 2) разделить морально-этический когнитив по признакам безусловной необходимости и эмпирически относительным регламентируемым особенностями профильной сферы производства; 3) выявить степень актуальности для автообслуживающей сферы производства освоения студентами автотранспортного профиля этических элементов инженерной деятельности.

DOI: 10.15372/PHE20220406
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину