Государственно-патриотическое воспитание сотрудников правоохранительных органов и специальных служб России в педагогической аксиологии
Т.И. Алиев
Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия timuranapa2014@yandex.ru
Ключевые слова: аксиологический подход, аксиология, патриотизм, патриотическая деятельность, патриотические ценности, патриотический идеал, патриотическое воспитание, принципы патриотического воспитания, правоохранительные органы спецслужб России
Страницы: 123-133
Аннотация
Введение. В статье актуализируется проблема проявления общечеловеческих, национальных (общероссийских) государственных и служебно-профессиональных ценностей, которые гарантируют ответственность и развитие патриотизма в процессе выполнения многочисленных обязанностей в жизни и на службе каждого сотрудника правоохранительных и специальных служб России. Цели статьи - обосновать концептуальные положения проблемы государственно-патриотического воспитания сотрудников правоохранительных органов и спецподразделений России, выявить ключевые группы ценностей и ценностные ориентации, выделить главные принципы воспитательной деятельности, определить методы и формы целенаправленной и систематической воспитательной работы. Методология. Исследование проводилось на основе реализации аксиоматического подхода, который служит методологической базой формирования национально-патриотического мировоззрения сотрудников правоохранительных и специальных служб Российской Федерации. На базе основ аксиологической педагогики рассматриваются основные концептуальные положения и идеи государственно-патриотического воспитания. Обсуждение. Эффективное применение положений педагогической аксиологии к государственному воспитанию и патриотической деятельности требует творческого применения структурных компонентов государственного патриотизма со стороны руководства и сотрудников правоохранительных органов и спецподразделений России: знаний, мотивации, ценностей, позитивной и поведенческой подготовки. Обосновывается комплекс ценностей, воплощающих нравственно-патриотические идеалы служащих, условно классифицируемых как фундаментальные традиционные ценности (Родина, Отечество, патриотизм, верность, культура, язык, история, святое) и образовательно-профессиональные ценности. Рассматриваются механизмы реализации государственно-патриотического воспитания: категории социальных ценностей с доминированием патриотизма, принципы (научность, гуманизм, системность, приоритет общественных ценностей, преемственность, комплексность, позитивное воздействие, дифференциация), формы и подходы (просвещение и воспитание). Заключение. Изложенные результаты проведенного исследования имеют существенное значение для правоохранительных органов и специальных служб в рамках проводимых организационно-штатных реформ.
DOI: 10.15372/PHE20220409 |