Преподавание математики: эпистемологический анализ проблем
Л.Б. Вертгейм1,2
1Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия levvertgeim@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: преподавание математики, цель, смысл, мотивация, эпистемология образования, теория познания
Страницы: 134-151
Аннотация
Введение. Задачи достижения Россией технологического суверенитета обусловливают острую необходимость подготовки математически образованных ученых и инженеров. Статья призвана внести вклад в обсуждение путей исправления ситуации с математическим образованием. Акцентируется тезис, что простое возвращение к идеям и методам математического образования в СССР не решит проблемы, поскольку изменились задачи математики, области ее приложений, общественные и культурные ценности, ученики и их преподаватели. Это требует обсуждения некоторых идей относительно динамики движения математического знания. Цели настоящей статьи - проанализировать состояние, в котором находится преподавание математики в школах и вузах, выявить проблемы современного образования и очертить перспективы их решения. Методология. Необходимость расширения контекста обсуждаемой темы потребовала выхода на общефилософские вопросы о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека в рамках эпистемологического подхода в понимании математики независимо от ее конкретных форм и видов. Для этого в рамках изучения научной и методической литературы применяются методы исторического и сравнительного анализа. Обсуждение. С точки зрения эпистемологического подхода раскрыты вопросы конструктивного расширения знания о математическом образовании и связи его характерных черт с онтологией социального познания. Раскрыты роль и значение «человеческого измерения математического материала». Заключение. В ходе обсуждения эпистемологии образования как методологического регулятива для разработки алгоритмов доказательных рассуждений и оживления «сухой» математической реальности разработаны необходимые положения для конструктивного расширения знания о математическом образовании в связи с онтологией социального и индивидуального познания.
DOI: 10.15372/PHE20220410 |