|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 2880
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[PASSWORD_CHECK_WEAK] => N
[PASSWORD_CHECK_POLICY] => N
[PASSWORD_CHANGE_DAYS] => 0
[PASSWORD_UNIQUE_COUNT] => 0
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[BLOCK_TIME] => 0
)
)
[SESS_IP] => 18.221.235.240
[SESS_TIME] => 1747802862
[IS_EXPIRED] =>
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[SESS_SHOW_INCLUDE_TIME_EXEC] =>
[fixed_session_id] => ff74d8363e3c37321dc8c0bddb93cbcc
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2025 год, номер 1
А.Н. Швецов
Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН, Россия, Москва san@isa.ru
Ключевые слова: региональное развитие, пространственное развитие, государственное регулирование, региональная политика, системное упорядочение региональной политики, концепция систематизации, система региональной политики
Страницы: 6-29
Аннотация >>
Становление современной региональной политики пришлось на период, насыщенный кардинальными реформами и острыми кризисами. Результатом лавины реформационных и антикризисных «проб и ошибок» стал конгломерат целей, объектов, органов и мер несогласованного и непоследовательного регулирования отдельных сторон региональной действительности, не обеспечивающего синергии регулирования пространственного развития. Сложившаяся бессистемная конструкция, элементы которой распылены по многим правовым актам и структурам, затрудняет целесообразную организацию и результативное функционирование этой сферы, порождает ведомственную разобщенность, непоследовательность и противоречивость действий, делает региональную политику громоздкой, дорогостоящей и критикуемой за ее низкую результативность. Осуществляемые многие годы частичные новации, все более усложняя эту политику, не приводят к ее существенному улучшению в целом. Для кардинального повышения результативности и эффективности региональной политики требуется системное упорядочение ее как целостного феномена, результатом которого должна стать внутренне непротиворечивая и согласованно развивающаяся система региональной политики. К этому шагу подталкивает и формальное завершение в 2025 г. действующих Основ государственной региональной политики. В статье обоснованы смысл, предпосылки и концептуальные положения предлагаемой систематизации региональной политики и прокомментированы ее наиболее важные направления.
DOI: 10.15372/REG20250101 |
Б.Г. Санеев, И.Ю. Иванова, А.Г. Корнеев, Е.П. Майсюк, Т.Ф. Тугузова, Н.А. Халгаева
Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, Россия, Иркутск saneev@isem.irk.ru
Ключевые слова: население, трудовые ресурсы, удаленные труднодоступные территории, локальная энергосистема, энергетические объекты, перспективные проекты, ветроэнергетические установки, социально-экономические и экологические оценки
Страницы: 30-62
Аннотация >>
Анализ существующих структуры и параметров энерго- и топливопотребления арктической зоны Красноярского края позволил выявить важные особенности энергоснабжения этой территории. В арктической зоне края проживает преимущественно городское население, 88% от численности ее жителей. Основная часть населения сконцентрирована в г. Норильске, энергоснабжение которого осуществляется за счет местных энергоресурсов и связано с деятельностью по добыче и переработке руд цветных и драгоценных металлов. В арктической зоне края сформирована крупная технологически изолированная энергосистема с тепловыми электростанциями и ГЭС, линиями электропередачи и газопроводом. Энергоснабжение удаленных и труднодоступных территорий, на которых проживает в основном сельское население, осуществляется за счет дизельных электростанций. На этих территориях функционируют малые котельные, обеспечивающие тепловой энергией социальные объекты: школы, больницы, детские сады. Перспективы развития арктической зоны Красноярского края связаны с проектами освоения минеральных ресурсов. Реализация проектов требует расширения энергетической инфраструктуры, что станет импульсом к развитию не только промышленного комплекса, но и социальной среды. В результате проведенного анализа показано изменение структуры генерирующих мощностей для обеспечения как производственных процессов, так и комфортного проживания населения. Для удаленных труднодоступных территорий оценены масштабы использования ветроустановок и выявлены районы лучшего их размещения. Проведены социально-экономическая и экологическая оценки существующего состояния энергетики арктической зоны Красноярского края и возможных последствий при реализации перспективных проектов.
DOI: 10.15372/REG20250102 |
А.М. Сергиенко
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск a.m.sergienko@mail.ru
Ключевые слова: устойчивое развитие, регион, доходы населения, вызовы, угрозы, методика оценки вызовов и угроз, индикаторы, критерии, пороговые значения, реальные доходы, покупательная способность, неравенство по доходам, бедность, Алтайский край
Страницы: 63-89
Аннотация >>
В статье представлена методика оценки вызовов и угроз устойчивому развитию региона, проявляющихся в сфере доходов населения. Описаны теоретические основы и исторические особенности формирования концепции устойчивого развития. Выделены методы и критерии выявления вызовов и угроз в сфере доходов населения. Среди критериев отмечены: отклонения от нормативных, выход за пороговые значения; значимое отставание от среднего уровня по России для позитивных процессов либо его превышение - для негативных; отрицательная динамика за длительный период и/или негативный тренд в противовес позитивному в России. На основе глобальных и национальных целей устойчивого развития и национального набора показателей ЦУР выделены индикаторы (показатели) вызовов и угроз в сфере доходов населения. Результаты апробации методики представлены на примере агропромышленного региона - Алтайского края на данных государственной статистики за последние более чем 30 лет. На основе концепций устойчивого развития, экономической безопасности, социального воспроизводства определены нормативные и пороговые значения показателей для оценки остроты и устойчивости проявления вызовов и угроз в сфере доходов населения Алтайского края. Среди вызовов и угроз в качестве ключевых выявлены: 1) чрезмерно низкие доходы, выражающиеся в устойчивом существенном отставании роста реальных доходов и реальной заработной платы от уровня 1990 г. и средних показателей по России, в низкой покупательной способности среднедушевых денежных доходов и среднемесячной заработной платы; 2) масштабная бедность и устойчиво превышающие пороговые значения неравенства по доходам.
DOI: 10.15372/REG20250103 |
Р.А. Долженко, С.Б. Долженко
Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург snurk17@gmail.com
Ключевые слова: ценности, управление персоналом, горнозаводская цивилизация, промышленные предприятия Свердловской области, образование, профориентация
Страницы: 90-116
Аннотация >>
Деятельность людей определяется в том числе системой ценностей, которых они придерживаются. Эти ценности формируются очень медленно, слабо меняются, зависят от национальных, региональных и отраслевых особенностей. В большинстве их воздействие на поведение и восприятие людей безусловно, очень устойчиво и малоуправляемо. Однако при учете различных особенностей и грамотном управлении людьми можно добиться повышения эффективности их работы. Свердловская область как определенная территория страны, часть Урала обладает уникальной историей, разнообразным ландшафтом, играет важную роль в экономике и промышленности страны, будучи исконно промышленным регионом. Все это не могло не сформировать у людей, живущих на данной территории, особую систему ценностей, которая может и должна учитываться при управлении персоналом для повышения эффективности труда работников. Цель исследования - обосновать и выделить базисные ценности горнозаводской цивилизации, сформированные на Урале, для того чтобы использовать их в управлении персоналом на предприятиях Свердловской области. В качестве основных методов исследования были использованы ретроспективный и исторический анализ деятельности промышленных предприятий в различные исторические периоды, интервью с руководителями предприятий Свердловской области и представителями органов власти, взаимодействующих с ними, фокус-группы с экспертами в области управления персоналом. Исследование показало, что работники крупных промышленных предприятий этого региона обладают особыми ценностями, которые не исключают, а дополняют базовый набор ценностей обычного россиянина. В силу важного значения региона и исторических предпосылок у них сложилось представление об особой роли предприятий Урала в развитии страны («Урал - хребет России», «Урал - оплот горнозаводской цивилизации», «Урал - перекресток цивилизаций»), артикулируются ценности, характерные только для жителей региона. Управление работниками предприятий с использованием системы ценностей, присущих жителям данной территории, позволит, на наш взгляд, повысить результативность работы персонала, организовать среди молодежи эффективную профориентационную работу, удерживающую ее на территории.
DOI: 10.15372/REG20250104 |
В.Е. Селиверстов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск sel@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: Сибирь, Центральная Азия, трансграничные взаимодействия, приграничное сотрудничество, интеграционные связи, региональные научно-инновационные экосистемы, связность пространства, экономический и научно-технический мост Сибирь - Центральная Азия
Страницы: 117-141
Аннотация >>
В статье на примере экономических и научно-технических взаимодействий Сибири и Центральной Азии рассматриваются проблемы «макрорегионализации» международных отношений Российской Федерации. Проанализирован потенциал экономического развития Центральной Азии как одного из бурно развивающихся макрорегионов Евразийского континента. Показано, что при оценке экономических и научно-технических взаимодействий стран Центральной Азии с регионами Сибири необходимо отказаться от старых мифов и стереотипов, среди которых выделяются два: а) Сибирь - это «сырьевая колония» России с отсталой технологической системой, до сих пор находящаяся «в объятиях сырьевого проклятия»; б) Казахстан и бывшие Среднеазиатские республики - это отсталые в экономическом отношении страны постсоветского пространства. Сделан вывод, что в изменяющейся в последние годы конфигурации трансграничных взаимодействий России Центральная Азия должна стать одним из важнейших ареалов ее международного сотрудничества. Рассмотрены итоги II Международной конференции «Сибирь - Центральная Азия: экономические, исторические и гуманитарные взаимодействия» (Новосибирск, октябрь 2024 г.) и подходы к формированию стратегической инициативы «Экономический и научно-технический мост Сибирь - Центральная Азия» и созданию международного консорциума аналитических центров по этой проблеме как инструмента ее научного сопровождения.
DOI: 10.15372/REG20250105 |
Ж.А. Кулекеев1,2, Е.А. Пак3
1ТОО «КМГ Инжиниринг», Казахстан, Астана zh.kulekeyev@niikmg.kz 2Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва 3ТОО «Центр исследований прикладной экономики», Казахстан, Астана zhenyapak@aerc.org.kz
Ключевые слова: Центральная Азия, Россия, интеграция, геополитика, экономическое взаимодействие, внешняя торговля
Страницы: 142-170
Аннотация >>
Согласно принятому большинством международных организаций определению, регион Центральной Азии включает пять независимых государств: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Важным партнером региона во многих аспектах является Россия, предпосылки взаимодействия с которой складывались исторически. Но несмотря на наличие экономически объективных причин для усиления интеграции стран Центральной Азии и России, до сегодняшнего дня процесс их взаимодействия все еще не отличается целостностью. За более чем 30-летний период независимости странами региона и Россией были выстроены точечные механизмы интеграции, но единое экономическое пространство не сложилось. Причиной тому является наличие серьезных препятствий на пути к интеграции. В статье проведен анализ состояния экономик стран Центральной Азии и стоящих перед регионом вызовов, препятствующих процессам взаимодействия. Одно из таких препятствий - разные уровни экономического развития входящих в регион государств. Кроме того, политические системы большинства стран Центральной Азии все еще неустойчивы к внешним и внутренним шокам, экономические и политические реформы во многом остались незавершенными. Фоном к этим вызовам на современном этапе становится нарастающая геополитическая напряженность, связанная с конфликтами между соседними странами. Авторами изучены результаты сотрудничества стран Центральной Азии и России до 2015 г., а также реформы, проведенные начиная с 2016 г., которые способствовали усилению взаимодействий. В исследовании на основе анализа внутренних и внешних препятствий к экономическому сближению стран сделан акцент на важности появления на современном этапе страны, которая взяла бы на себя ответственность за системное построение интеграции в регионе. Авторы отмечают факторы, позволяющие рассматривать Казахстан в качестве наиболее подходящего кандидата для выполнения этой роли.
DOI: 10.15372/REG20250106 |
С.А. Максимов
Союз транспортников, экспедиторов и логистов Сибири, Россия, Новосибирск maksimov5@rambler.ru
Ключевые слова: транспортно-логистическая инфраструктура, контейнерные терминалы, международные перевозки, Новосибирский транспортно-логистический узел, перевозки в Китай, перевозки в страны Центральной Азии
Страницы: 171-194
Аннотация >>
В статье представлено экспертное мнение по вопросам развития транспортной инфраструктуры Западной Сибири, обеспечивающей расширение и укрепление внешнеэкономических связей с Китаем и странами Центральной Азии. Приводятся актуальные данные по объемам перевозок грузов и развитию инфраструктуры Новосибирского транспортно-логистического узла, полученные на основе анализа транспортной работы Новосибирской области, который проводится Союзом транспортников, экспедиторов и логистов Сибири по поручению правительства Новосибирской области. Рассмотрены сложившиеся схемы транспортировки грузов, и это позволило сделать вывод, что инфраструктура Новосибирского транспортно-логистического узла работает в целях обеспечения потребности экономики не только Новосибирской области, но и соседних регионов Западной Сибири, в том числе Омской, Томской, Кемеровской областей, Алтайского края и частично Красноярского, а также части прилегающих районов Республики Казахстан. Показано, что выстроены устойчивые маршруты по направлениям Новосибирск - дальневосточные порты России - далее Китай и страны АТР, Новосибирск - Владивосток - Китай, Новосибирск - Забайкальск - Китай, Новосибирск - Казахстан - Китай. Идет формирование новых логистических цепочек, в том числе с выходом в страны Глобального Юга: Новосибирск - страны Центральной Азии - Иран - Индия. Дальнейшее углубление этих транспортных связей во многом зависит от уровня развития транспортно-логистической инфраструктуры Новосибирского узла.
DOI: 10.15372/REG20250107 |
С.И. Мишулина
ФИЦ "Субтропический научный центр РАН", Россия, Сочи mishulsv@yandex.ru
Ключевые слова: устойчивое развитие, туризм, экономика замкнутого цикла, инфраструктура экономики замкнутого цикла, стратегическое планирование
Страницы: 195-223
Аннотация >>
Необходимость смены парадигмы развития обусловила формирование концепции экономики замкнутого цикла (ЭЗЦ) и поиск практических путей перехода отраслей и сфер деятельности на новую модель. Несмотря на отмечаемую многими авторами ограниченность исследований применимости концепции ЭЗЦ в сфере туризма, растет понимание неизбежности циркулярного перехода и ширятся практики применения принципов ЭЗЦ субъектами туристского сектора экономики. Вместе с тем существует целый ряд серьезных как общих, так и характерных для сферы туризма организационных, экономических и институциональных ограничений, препятствующих формированию и развитию ЭЗЦ. Результаты исследований триггеров и барьеров позволяют назвать в качестве основных препятствий несформированность институциональных условий циркулярной трансформации туризма, в частности невключение целей перехода в стратегии и планы развития туризма и туристских дестинаций, а также неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей функционирование ЭЗЦ. В данном исследовании предпринята попытка оценить уровень сформированности этих условий в туристском секторе экономики РФ. Цель исследования - определить, в какой степени в официальных документах стратегического планирования различных уровней управления отражены цели и задачи экологически ориентированной модернизации инфраструктуры и формирования инфраструктуры ЭЗЦ в туризме. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что на федеральном уровне ставятся цели и задачи по формированию ЭЗЦ и отдельных компонентов инфраструктуры ЭЗЦ, предпринимаются меры по обеспечению необходимых институциональных и организационных условий, хотя глубокое понимание концепции ЭЗЦ и осознание необходимости системного подхода к созданию инфраструктуры ЭЗЦ отсутствуют. На региональном и муниципальном уровнях такие цели не ставятся даже на долгосрочную перспективу, что является серьезным барьером для реализации федеральных инициатив, требует содержательного согласования целей и стратегий, обеспечивающих их достижение.
DOI: 10.15372/REG20250108 |
Н.И. Рубанова1, Т.В. Рассохина2, В.С. Саар3, Л.М. Шагаров4
1Институт природно-технических систем, Россия, Сочи lelj06@yandex.ru 2Российская международная академия туризма, Россия, Москва rassohina@rmat.ru 3АНО «Энергия развития», Госкорпорация Росатом, Россия, Москва vssaar@rosatom.ru 4НАО «Курорт «Красная Поляна», Россия, Сочи lev049@mail.ru
Ключевые слова: устойчивый туризм, «зеленый» туристский продукт, коллективные средства размещения, опрос, ESG-принципы, экологические инициативы
Страницы: 224-248
Аннотация >>
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью перехода российской туриндустрии, в том числе сектора средств размещения, к принципам устойчивого развития, включая рациональное использование ресурсов, сохранение культурных ценностей и вовлечение местных сообществ в экологоориентированную деятельность. Цель исследования - выявить вызовы и определить условия и инструменты, необходимые для продвижения принципов экологической и социальной устойчивости в туристическом секторе России. Предмет исследования - текущий уровень экологизации деятельности отечественных объектов размещения, а также факторы, тормозящие и стимулирующие переход российской индустрии средств размещения к принципам экологичности и устойчивого развития. Методология исследования - опрос собственников, управляющих и представителей линейного персонала средств размещения из разных регионов РФ. Дополнительно привлекались данные из открытых источников о предпочтениях туристов в сфере устойчивого туризма. Результаты показали, что в настоящее время российские средства размещения в основном реализуют меры, дающие прямую экономию ресурсов, таких как энергия и вода. При этом рекомендации экспертных организаций слабо влияют на их «зеленую» повестку. Главными препятствиями выступают ограниченность специальных знаний и ожидания высоких затрат, отсутствие действенных стимулов со стороны государства и общества, а также низкий спрос на «зеленый» турпродукт со стороны туристов. Выявлен большой запрос на господдержку и на создание банка «лучших практик» деятельности на принципах устойчивого туризма. Большинство опрошенных поддерживают идею создания национальной системы сертификации экологичных и «устойчивых» средств размещения. Сделанные на основе исследования выводы и рекомендации могут быть использованы органами власти для выработки соответствующей политики, а также отраслевыми ассоциациями и руководством средств размещения при формировании стратегий устойчивого развития.
DOI: 10.15372/REG20250109 |
А.С. Новоселов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск asnov@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: регион, муниципальное образование, управление, институциональная структура, стратегическое планирование, эффективность управления
Страницы: 249-276
Аннотация >>
В статье рассмотрены основные результаты и перспективные направления исследований отдела регионального и муниципального управления ИЭОПП СО РАН, включающие методологические основы системы стратегического планирования и управления, принципы и структурные элементы формирования новой модели управления социально-экономическими процессами региона в контексте глобальных экономических трансформаций, основные элементы нового механизма стратегического управления экономикой, обоснование моделей управления развитием российских регионов в условиях геополитических и экономических вызовов и угроз. В результате анализа и обобщения институциональных аспектов деятельности государственных и муниципальных органов власти выявлены особенности современной структуры управления, предложены направления формирования целостной системы управления региональным и муниципальным развитием, а также основные элементы механизма государственного и муниципального управления в новых условиях социально-экономического развития Российской Федерации. Рассмотрены основные положения концепции регионального и муниципального управления в современных условиях, включающие учет экономических интересов и противоречий развития экономики региона, анализ взаимодействия государственных и рыночных структур, разработку институциональной системы управления региональным развитием, оценку эффективности управления экономикой региона, анализ формирования социально-экономической среды, позволяющей усилить конкурентоспособность экономики городов и районов на основе повышения инвестиционной привлекательности и эффективного использования бюджетных средств, что создаст предпосылки для перехода к модели управления, обеспечивающей условия для реальной экономической самостоятельности и повышения роли муниципальных образований в реализации экономической стратегии развития регионов.
DOI: 10.15372/REG20250110 |
Е.В. Потапцева, А.О. Пономарева
Институт экономики УрО РАН, Россия, Екатеринбург potaptseva.ev@uiec.ru
Ключевые слова: цифровизация бизнеса, производительность, эффективность государственных механизмов, национальные проекты
Страницы: 277-305
Аннотация >>
Цифровая трансформация является ключевым фактором повышения производительности российских предприятий. Национальный проект «Производительность труда» направлен на стимулирование роста производительности на уровне предприятий, в том числе за счет внедрения цифровых технологий. В рамках данного проекта функционирует цифровая платформа эффективность.рф, созданная АНО «Цифровые технологии производительности» (ЦТП). Платформа предоставляет предприятиям инструменты для цифровизации бизнес-процессов, помогая оптимизировать производственные цепочки, снизить затраты и повысить эффективность управления. Цель исследования - оценить результативность работы предлагаемого государством механизма цифровизации, а также уровень его востребованности у предприятий. Предметом исследования являются взаимоотношения предприятий в рамках использования ими цифровой экосистемы эффективность.рф. В исследовании сформулирована гипотеза о необходимости системного и целостного подхода к мерам государственного регулирования и поддержки предприятий в области цифровизации. В работе использованы методы структурного и динамического анализа данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), цифровых платформ производительность.рф, эффективность.рф и аналитической системы СПАРК-Интерфакс. Для получения обратной связи от предприятий - участников нацпроекта относительно эффективности цифровой платформы проведены полуструктурированные интервью. Проанализированы в динамике показатели результативности цифровой экосистемы эффективность.рф за период 2021-2024 гг. Результаты анкетирования предприятий показывают низкую осведомленность о платформе эфективность.рф и слабый интерес к ней. Выявлены причины затруднения цифровизации предприятий в рамках данного механизма взаимодействия. Несмотря на наличие отечественных ИТ-решений, многие предприятия не готовы к их использованию или не заинтересованы в этом. Результаты проведенного исследования могут способствовать поиску путей повышения эффективности взаимодействия предприятий с данной платформой для успешного внедрения цифровых технологий в рамках нацпроекта.
DOI: 10.15372/REG20250111 |
|