Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 2880
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [PASSWORD_CHECK_WEAK] => N
                    [PASSWORD_CHECK_POLICY] => N
                    [PASSWORD_CHANGE_DAYS] => 0
                    [PASSWORD_UNIQUE_COUNT] => 0
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_TIME] => 0
                )

        )

    [SESS_IP] => 216.73.216.139
    [SESS_TIME] => 1755661090
    [IS_EXPIRED] => 
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [SESS_SHOW_INCLUDE_TIME_EXEC] => 
    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

    [fixed_session_id] => 0d2982bd38bfb373399b8c9cb3570e06
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Регион: экономика и социология

2025 год, номер 2

1.
ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РЕГИОНОВ, БИЗНЕС-СТРУКТУР И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА

С.А. Суспицын
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
susp@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: пространственные системы, регионы, экономика федерализма, когнитивные модели
Страницы: 3-28

Аннотация >>
Основное содержание статьи состоит в демонстрации использования приемов когнитивного моделирования взаимного влияния пространственных и экономических факторов развития в системах федеративного типа. Социально-экономическая система России изучается в разрезе трех крупных акторов: регионов, бизнес-структур и федерального центра. В процессах расширенного воспроизводства экономических отношений регионы ответственны за воспроизводство человеческого капитала, бизнес-структуры отвечают за воспроизводство индустриального капитала, федеральный центр, исполняя функции института развития, помогает обоим акторам, обеспечивая при этом достижение собственных интересов. Рассмотрение социально-экономической системы в максимально возможных агрегатах ее основных подсистем позволяет основное внимание уделить изучению их возможностей и достижимых компетенций при взаимодействии между собой.

DOI: 10.15372/REG20250201
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


2.
АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ: ПОДХОДЫ И ВЫВОДЫ

Т.В. Сумская
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
t.v.sumskaya-2004@yandex.ru
Ключевые слова: региональный бюджет, доходы бюджета, налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления, трансферты, регион, субъект Российской Федерации, неоднородность бюджетных доходов
Страницы: 29-52

Аннотация >>
В статье проанализированы доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в неизменных ценах за период с 2012 по 2021 г. Выделены регионы с наибольшими и наименьшими объемами налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных трансфертов. Для оценки направления бюджетной политики федеральных властей была изучена динамика ряда статистических показателей, включая налоговые и неналоговые доходы, общие поступления и трансферты, рассчитанные на душу населения. Кроме того, произведен расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена, что позволило проанализировать взаимосвязь между доходами регионов с учетом и без учета федеральных трансфертов. Результаты регрессионного анализа показывают, что ключевая цель бюджетной политики заключается в сокращении межрегиональных диспропорций в структуре доходов субъектов РФ. Однако чтобы повысить заинтересованность регионов в увеличении налоговых поступлений, требуется расширить их налоговые полномочия. С учетом того, что список регионов с наименьшими объемами налоговых и неналоговых доходов оставался практически неизменным в течение исследуемого периода, возникает необходимость пересмотра эффективности действующего механизма распределения трансфертов.

DOI: 10.15372/REG20250202
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


3.
АНАЛИЗ ЦИФРОВЫХ ПРАКТИК ПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ НА ОСНОВЕ ИНДЕКСНОГО ПОДХОДА

Э.Р. Кашапова, Е.И. Клемашева, В.А. Маланина, Е.М. Рождественская
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Бизнес-школа, Россия, Томск
elmira@tpu.ru
Ключевые слова: цифровая среда, потребление, цифровые практики, сферы жизнедеятельности, регионы России, возрастные группы, цифровое неравенство
Страницы: 53-83

Аннотация >>
Цель исследования заключается в индексной оценке распространения цифровизации практик потребления среди населения России по возрастам и в региональном разрезе. Большинство существующих подходов к оценке цифровизации учитывают доступ к необходимой инфраструктуре, но не позволяют в полной мере ответить на вопрос о востребованности цифровых практик потребления у населения с учетом возрастных особенностей потребителей, уровня образования и цифровых навыков, здоровья и других факторов. Предложен дизайн индекса цифровизации практик потребления, включающего релевантные индикаторы, организованные в пять субиндексов: медицинские услуги и услуги социальных организаций; потребление товаров и услуг; цифровые коммуникации; образование; окружающая среда. Относительные веса индикаторов и доменов были определены методом экспертных оценок. Наибольший весовой коэффициент присвоен субиндексу «потребление товаров и услуг». Расчеты значений индекса проводились на данных Комплексного наблюдения условий жизни населения за 2022 г. (КОУЖ-2022). Высокие показатели цифровизации практик потребления выявлены в представленных возрастных группах в Чукотском АО и г. Санкт-Петербурге, а наименьшие показатели характерны для Забайкальского края. Наибольший разрыв в цифровизации практик между возрастными категориями до 55 и старше 55 лет наблюдается в Нижегородской области и Республике Татарстан (0,187 и 0,178 соответственно), наименьший - в Чеченской Республике, Чукотском АО, Республике Дагестан и Кабардино-Балкарской Республике. В разрезе федеральных округов наибольшая разница между возрастными группами отмечается в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (0,196 и 0,174 соответственно). Выявленная неравномерность развития цифровизации практик потребления по доменам и возрастам может способствовать фокусированию региональной политики на выявлении причин нераспространенности практик и сглаживания межрегиональных различий в доступе к необходимой инфраструктуре, что соответствует уровню исследований регионального цифрового неравенства.

DOI: 10.15372/REG20250203
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


4.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЖАЛОБ: АКТИВИЗМ И КООПЕРАЦИЯ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ПОРТАЛАХ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЖКХ

А.Д. Абдулаев
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Россия, Москва
arsen.abdulaev@yandex.ru
Ключевые слова: административная жалоба, институциональная трансформация, жилищно-коммунальное хозяйство, гражданская инфраструктура, активизм
Страницы: 84-112

Аннотация >>
За последние годы в России можно наблюдать увеличение количества административных жалоб по вопросам ЖКХ. Рост числа обращений может быть вызван различными факторами, не связанными напрямую с состоянием жилья: институциональными противоречиями, новыми формами конкуренции на рынке, общественными настроениями и др. Неизменным компонентом остается коммуникационная составляющая жалобы. Однако переход к новой форме взаимодействия посредством электронных государственных порталов мог повлиять на способы донесения информации и правила коммуникации заявителей и ответственных лиц. Цель исследования состоит в выявлении изменений института административных жалоб при переходе на государственные электронные порталы. С помощью написанной автором программы был проведен автоматизированный сбор данных о 670 тыс. жалоб по вопросам ЖКХ в 17 тыс. многоквартирных домов на портале «Наш Санкт-Петербург». Установлено, что упрощение подачи жалоб на электронном портале привело к формированию «серой массы» обращений, для которой отсутствуют четкий географический фокус и единство проблематики. В серую массу попадают жалобы «активистов» и жителей с нетиповыми единичными обращениями. Основной прирост количества жалоб происходит не за счет новых пользователей портала, а за счет увеличения числа обращений от активистов, на которые приходится до 80% от общего количества жалоб. Выявлена трансформация правил подачи и рассмотрения обращений, что позволяет функционировать институту административных жалоб в относительно новой среде. Администрация портала разрабатывает новые механизмы сдерживания потока обращений, фильтрации бессодержательных жалоб, фокусировки на наиболее острых проблемах. Жители вместо генерации избыточного объема жалоб кооперируются вокруг ранее поданных обращений, подтверждая актуальность проблем. Данный механизм в разы повышает уровень удовлетворенности жителей рассмотрением заявленных проблем. Результаты исследования позволяют выявить трансформирующиеся элементы института административных жалоб, новые драйверы и барьеры развития этого инструмента коммуникации в современной России.

DOI: 10.15372/REG20250204
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


5.
ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО МАКРОРЕГИОНА)

И.В. Митрофанова1,2, О.А. Чернова3, М.В. Плешакова4
1Южный научный центр РАН, Россия, Ростов-на-Дону
mitrofanova@volsu.ru
2Волгоградский государственный университет, Россия, Волгоград
3Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону
chemova.olga71@yandex.ru
4Московский городской педагогический университет, Институт экономики, управления и права, Россия, Москва
pmv23@list.ru
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инновации, региональное развитие, технологическое обновление, инвестиции в основные фонды, инвестиционная политика, Юг России
Страницы: 113-140

Аннотация >>
До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о том, являются ли инвестиции драйвером инновационного развития, какие факторы и условия обеспечивают достижение ожидаемых инновационных эффектов. Цель данного исследования состоит в изучении взаимосвязи между инвестициями в основной капитал и показателями инновационного развития региона. Объектом исследования являются регионы Юга России. Источником информации послужили панельные данные Федеральной службы государственной статистики по регионам ЮФО за период с 2005 по 2022 г. В работе использованы сравнительный и корреляционный анализ. Авторами выдвигаются гипотезы: 1) инвестиционно-инновационная деятельность в условиях кризисов активизируется в тех регионах, которые имеют высокие показатели социально-экономического развития; 2) существует положительная взаимосвязь между инвестициями и инновациями на уровне регионов, при этом для субъектов, имеющих более высокие показатели социально-экономического развития, данная связь выражается сильнее. Результаты исследования в целом подтвердили гипотезу о том, что связь между инвестициями в основные фонды и инновационной деятельностью сильнее проявляется в регионах, характеризующихся высоким уровнем социально-экономического развития. В отношении второй гипотезы полученные результаты проведенного анализа неоднозначны, что не позволяет полностью подтвердить или опровергнуть предположение о наличии положительной взаимосвязи между инвестициями в основные фонды и показателями инновационного развития регионов. Различия в силе и направленности связи между показателями инвестиционной и инновационной деятельности объясняются отраслевой спецификой социохозяйственных комплексов регионов, а также спецификой региональных факторов и условий. Сделан вывод о том, что для стимулирования инновационных процессов в регионах необходима государственная поддержка технологического обновления производства за счет инвестиций в новые высокоэффективные технологии.

DOI: 10.15372/REG20250205
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


6.
СТРАТЕГИЯ И СЦЕНАРИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.А. Шатохин, Э.А. Титов, И.В. Петрова
Научно-исследовательский финансовый институт, Россия, Москва
shatohin@nifi.ru
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, цифровизация инициативного бюджетирования, порталы инициативного бюджетирования, стратегия цифровизации инициативного бюджетирования
Страницы: 141-163

Аннотация >>
Цель исследования заключается в определении ключевых направлений и возможных путей внедрения цифровых инструментов в процесс инициативного бюджетирования в контексте повышения его эффективности, прозрачности и доступности для граждан и органов власти. В ходе исследования использовались системный подход, методы классификации и систематизации, методы оценок и научных абстракций, а также методы анализа и синтеза информации, метод глубинного интервью. На основе российского опыта представлены результаты исследования в области цифровизации механизмов гражданского участия в государственном и муниципальном управлении. Рассмотрены цифровые решения, приводящие к преобразованиям в рамках инициативного бюджетирования, выявлены существующие барьеры и предложены методы их преодоления. Определены практические шаги к успешному внедрению цифровых технологий в эту сферу, а также разработана основа для формирования стратегических сценариев цифровизации. Рассмотрены и проанализированы ошибки, допускаемые при разработке стратегии развития цифровых решений в инициативах бюджетирования, с целью оптимизации будущих процессов и повышения их эффективности. Главной задачей в области цифровизации инициативного бюджетирования в настоящее время является формирование стратегических подходов к его осуществлению с последовательной доработкой функционала порталов инициативного бюджетирования на основе федеральных и региональных стандартов цифровизации, инклюзии, безопасности данных и эффективности цифровых решений. Материал исследования может быть использован при разработке подходов к согласованию отраслевых стратегических и программных документов, при составлении программных документов развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации, при внедрении цифровых решений в работу региональных центров компетенций по инициативному бюджетированию.

DOI: 10.15372/REG20250206
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


7.
УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ИЕРЕХОДА К ОДНОУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУИРАВЛЕНИЯ

С.Н. Калюгина, О.А. Мухорьянова, А.И. Пьянов
Северо-Кавказский федеральный университет, Институт экономики и управления, Россия, Ставрополь
s.kalyugina@gmail.com
Ключевые слова: местное самоуправление, институт гражданского общества, устойчивое развитие, реформа, двух- и одноуровневая модели, государственная политика в сфере местного самоуправления, финансово-бюджетная база, инициативное бюджетирование
Страницы: 164-185

Аннотация >>
В России переход территориалъной организации и местного самоуправления на одноуровневую систему управления направлен на повышение уровня и качества исполнения регионалъными и муниципалъными органами власти своих полномочий по решению вопросов местного значения. Реформа должна обеспечитъ комплексное и устойчивое развитие муниципалъных территорий, создатъ условия для преодоления неравномерности их социалъно-экономического развития. Однако сегодня в российском научном сообществе еще не сложилосъ однозначного понимания резулътатов проведенных преобразований двухуровневой системы территориалъной организации местного самоуправления, так как недостаточно исследованы вопросы оценки их социалъных, экономических, правовых и управленческих последствий, знание о которых в далънейшем целесообразно исполъзоватъ регионалъным органам власти для выработки управленческих решений в процессе создания муниципалъных и городских округов. В статъе анализируются предварителъные итоги проведения адми- нистративно-территориалъной реформы местного самоуправления на примере Ставрополъского края, который выступает пилотным регионом по ее осуществлению. В основе методики данного исследования лежат общенаучные методы, которые объединяют институционалъные, экономические и социологические подходы для анализа проблем и возможностей развития местного самоуправления в России. Резулътатом исследования является подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что административно-территориалъная реформа местного самоуправления, проведенная в Ставропольском крае, на настоящий момент в полной мере не повлияла на повышение устойчивости социально-экономического развития региона в целом и преодоление асимметрии развития его муниципальных образований, а также на повышение эффективности деятельности муниципальных служащих и активизацию функционирования территориального общественного самоуправления.

DOI: 10.15372/REG20250207
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


8.
ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИИ МАСШТАБНОГО ОСВОЕНИЯ ЗАПАДНОГО МАКРОРЕГИОНА НА ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ

П. Сюй1,2, Ц. Сюй3
1Университет Китайской академии общественных наук, Пекин, КНР
xupoling@163.com
2Китайская академия общественных наук, Институт исследований России, Восточной Европы и Центральной Азии, Пекин, КНР
3Профессионально-технический колледж промышленности и коммерции г. Иу, Иу, КНР
xujianhui7@126.com
Ключевые слова: неравномерность пространственного развития Китая, Стратегия масштабного развития Западного макрорегиона КНР, Стратегия возрождения старопромышленной базы Северо-Востока КНР, модернизация, политика реформ и открытости КНР, индексы оценки качества экономического развития
Страницы: 186-230

Аннотация >>
Стратегия масштабного развития Западного макрорегиона КНР - это важная национальная стратегия регионального экономического развития, направленная на углубление мер политики реформ и открытости в период быстрого экономического развития Китайской Народной Республики. Данная Стратегия была официально представлена в 2000 г., после чего она прошла такие исторические этапы, как разработка внутриполитических мер, ускорение строительства инфраструктуры, определение приоритетных ключевых областей, оптимизация охраны окружающей среды и повышение качества жизни населения. За более чем 20 лет реализации этой национальной стратегии Западный макрорегион Китая добился значительных успехов в увеличении совокупного объема экономики, в реорганизации структуры промышленности, в привлечении инвестиций, в строительстве инфраструктуры, в повышении степени открытости внешнему миру, в улучшении качества жизни людей и окружающей среды. Применяя систему индексов оценки качества регионального экономического развития, можно обнаружить, что эффект повышения качества регионального экономического развития в Западном макрорегионе весьма значителен. Запад - это макрорегион КНР, обладающий обширными территориями. Вследствие действия географического фактора Западный макрорегион в ходе развития по-прежнему сталкивается с такими проблемами, как трудности трансформации и модернизации промышленности, слабый региональный потенциал технологических инноваций и тяжелое долговое бремя. Потребуется длительное время, чтобы этот макрорегион избавился от необходимости внешней финансовой поддержки и добился развития экономики за счет внутренних ресурсов. Пространственное развитие КНР требует поддержки государственными мерами и скоординированного развития передовых и отстающих регионов. В то же время формирование у Западного макрорегиона способности развиваться с опорой на собственные силы, а также возможности развиваться независимо является ключом к обеспечению конечного успеха Стратегии масштабного развития Западного макрорегиона КНР.

DOI: 10.15372/REG20250208
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


9.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СИБИРСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

А.С. Новоселов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
asnov@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: региональная политика, пространственное развитие, региональное и муниципальное управление, эффективность управления
Страницы: 231-248

Аннотация >>
В статье рассмотрены основные направления исследования проблем региональной экономической политики в рамках сибирской научной школы: развитие теории региональной экономической политики, соответствующей трансформационным процессам в экономике регионов в обстановке глобальной турбулентности и геополитических сдвигов; выявление объективных тенденций, противоречий и особенностей региональной политики в контексте новой структуры экономических взаимодействий региональных систем; теоретико-методологическое обоснование институциональных структур, обеспечивающих реализацию региональной политики на фоне внешних вызовов и угроз; совершенствование механизмов адаптации региональной политики с учетом переориентации внешнеэкономических связей регионов в условиях санкционных ограничений.

DOI: 10.15372/REG20250209
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину